Промдизайн – это и инженерия, и творчество, и наука
Современный инновационный высокотехнологичный продукт чаще всего создается на стыке отраслей и технологий, являясь результатом синергии усилий специалистов, нацеленных на решение мультидисциплинарных задач: инженеров, айтишников, дизайнеров, промпт-инженеров, а также операторов 3D-принтеров и/или обрабатывающих центров. Таковы подходы к созданию прорывных продуктов во всех развитых экономиках, осваиваются они и в России, может быть, не столь быстро и гладко, как хотелось бы. Своим взглядом на эти процессы в интервью Industry3D поделился главный инженер ведущей отечественной компании из сферы промышленного дизайна 2050.ЛАБ Алексей Залата. – Вы позиционируете себя как компанию, формирующую экосистему индустриального дизайна страны. Пожалуйста, расскажите о ней подробнее. – Наша студия сочетает промдизайн, инжиниринг, брендинг и образование. Все направления тесно связаны, что обеспечивает эффективное воплощение идей от концепции до готового изделия. Мы разрабатываем концепции и воплощаем их в реальные продукты, которые не только эстетичны, но и функциональны. Создаем дизайн продуктов промышленного производства, находим новые технические решения и помогаем сформировать узнаваемый стиль бренда. – То есть, студия 2050.ЛАБ реализует все этапы создания продукта – от идеи до передачи в серийное производство. Используются ли в этих процессах аддитивные технологии? – Наши подходы подразумевают активное использование передовых технологий, в том числе аддитивных. Благодаря им мы можем быстро создавать макеты и прототипы, что значительно ускоряет процесс разработки изделия, повышает его качество и позволяет выявить проблемы на ранних этапах. Мы применяем АТ для создания прототипов и макетов, для проверки идей и гипотез, как в целях дизайна, так и инжиниринга. Начиная с ранних этапов для оценки масса-габаритных параметров и поиска формы и заканчивая проверкой конструкции в целом, её испытаниями и подготовкой к производству. – У вас собственный парк оборудования для 3D-печати? Какие принтеры используете? – Наши основные потребности покрывает FDM-принтер, который мы очень активно используем. Планируем также приобрести SLA-принтер, под него тоже есть свои задачи. – А насколько, в среднем, ваши заказчики осведомлены о возможностях АТ, готовы применять его в своих серийных производствах, либо размещать заказы в центрах аддитивного производства? – С применением АТ в серийных изделиях есть ряд сложностей – нехватка специалистов, недоверие к АТ со стороны инжиниринга, выросшего на классических технологиях, отсутствие стандартов по тестированию и валидации деталей, изготовленных посредством АТ. Ситуация в этой сфере меняется, но медленно. В целом, на мой взгляд, для АТ есть хорошие перспективы в прототипировании, макетировании, в каких-то кастомных историях (например, в протезировании). В принципе, везде, где требуется малая серия. В крупном серийном производстве всё сложнее – необходимо обеспечить высокую производительность и стабильный процесс. – Используете ли вы искусственный интеллект в своих разработках? Какие его сильные и слабые стороны выявили? Где, на ваш взгляд, нельзя использовать ИИ? – ИИ не может полноценно заменить дизайнеров и инженеров. Мы используем его как инструмент, который облегчает некоторые задачи. Например, создать картинки для окружения, текстур, мудбордов, сделать апскейл рендеров и т.д. На мой взгляд, ИИ можно использовать везде, но его нужно обязательно контролировать. Искусственный интеллект может предлагать идеи, но решения всегда должен принимать человек. – В советское время даже качественные отечественные продукты, как В2В, так и товары народного потребления, часто проигрывали конкуренцию зарубежным именно в дизайне и эргономичности. Одна из причин – недооценка этих составляющих, нежелание в них вкладываться. Как вы в этом смысле оцениваете сегодняшнюю ситуацию? – С тех пор ситуация ощутимо улучшилась, рыночные отношения и конкуренция позволяют сравнивать продукты и выбирать наиболее релевантные. Потребитель выбирает то, что продумано, эргономично, удобно и лучше выглядит. Думаю, уже все производители понимают, что сегодня без промдизайна невозможно создать успешный конкурентный продукт. Кстати, есть интересная статистика: по А согласно исследованиям, потребители готовы платить до 15% больше за продукт, если он хорошо выглядит, комфортен, функционален и эргономичен. И при этом до половины из них откажется от использования бренда при неудачном контакте. – Кстати, о брендах и брендировании. В качестве миссии компании вы декларируете создание новых национальных брендов, помощь бизнесу в развитии и продвижении продуктов на рынках. Что, с профессиональной точки зрения, отличает полноценный бренд от просто производителя продукта? Какая роль в брендировании отводится промышленному дизайну? – Полноценный бренд отличается уникальной идентичностью и эмоциональной связью с потребителями. Промдизайн отвечает за создание этой идентичности, делая продукт привлекательным, функциональным и эргономичным. Включая промдизайн на стадии разработки продукта, компании могут создать востребованное, актуальное, продуманное изделие, соответствующее запросам потребителей. Это подтверждают достижения наших партнеров – к примеру, для Трансмашхолдинга (ТМХ) мы разработали дизайн экстерьеров и интерьеров поездов, которые стали неотъемлемой частью общественного транспорта Москвы. В 2023 году ТМХ увеличил продажи вагонов метро на 58,7%. В том числе с помощью активного внедрения промышленного дизайна. Подтверждают это и опросы потребителей – например, более 90% пассажиров поезда «Иволга» позитивно оценили его интерьер. А 85% пассажиров электрички ЭП2ДМ подтвердили, что в новом составе сиденья стали удобнее. Оба этих поезда – работа студии 2050.ЛАБ. Для отечественного производителя лифтов – компании MEL мы создали дизайн интерьеров лифтов для бизнес- и премиум-классов, а также полностью актуализировали платформу бренда и сделали новый сайт. Это позволило компании выгодно выделиться среди конкурентов и привлечь новых партнеров. Kitfort, известный производитель бытовой техники, получил от нас комплексное решение по дизайну и брендингу, что помогло им успешно вывести на рынок новую линейку продуктов. – До известных событий передовые отечественные компании осваивали дизайн-мышление, часто – с помощью зарубежного консалтинга. Как сейчас можно помочь им в этом направлении? Где у нас этому учат? – Что касается консалтинговых программ, то это очень полезная вещь. Мы их проводим и ориентируем под каждый конкретный запрос, у нас есть собственный лицензированный образовательный центр. И мы можем не просто проводить лекции, а выдавать свидетельства государственного образца о повышении квалификации. Компания может фактически собрать под ключ программы по промышленному дизайну. Они способствуют повышению эффективности взаимодействия между менеджментом, дизайнерами и проектировщиками. Знакомят бизнес с промдизайном и объясняют, в чем его необходимость. Подобную образовательную программу мы проводили в Минпромторге РФ, а также в ТМХ, ОСК и других корпорациях. Если говорить в целом про индустрию и образование, то сейчас основная проблема – нехватка профессионалов в сфере промдизайна. И это даже не из-за известных событий, а просто потому, что специальность сложная, особая. И порог входа в нее высок. По сути, промдизайн – это и технологии, и инженерия, и эстетика, и творчество, и наука. Универсалов, способных всё это гармонично сочетать, не так много. Специальности учат, и действительно качественно, не так много вузов. Ждать же, когда самозародится достаточное количество профессионалов, – напрасная трата времени. Поэтому студия создала собственную магистерскую программу «Промдизайн и инжиниринг» совместно с НИТУ МИСИС, где мы выращиваем кадры для компании. Мы заложили в неё все материалы, которые сами применяем на практике. Потому что главная идея программы – научить работать с проектами, а не просто рассказать теорию. Мы часто берём стажеров в 2050.ЛАБ, когда ребята еще учатся в университете. Это помогает им расти как профессионалам, а нам – передавать знания новому поколению и уже с момента обучения воспитывать специалистов и отбирать самых талантливых ребят в команду. – А каким, на ваш взгляд, должен быть инженер будущего, по плечу ли ему будет решение мультидисциплинарных задач? – Современные технологии за последние годы сильно изменили мир. Сегодня специалист с желанием, острым умом, доступом к информации и современными инструментами коммуникации может разобраться во многих смежных сферах для своей задачи. Однако для достижения высокого результата всё же необходимо привлекать узких специалистов. Они формируют базу знаний, решают фундаментальные задачи и развивают свои направления. – Вы проводите дизайн-исследования – анализ тенденций и запросов рынка, технических ограничений индустрии. Как это помогает в создании новых продуктов и, возможно, в формировании трендов? – Каждый наш проект начинается с дизайн-исследования, это стандартный процесс. А вот уже масштаб и детали исследования зависят от проекта. Обычно мы изучаем не только сам продукт, но и всё, что с ним связано: сценарии использования, формообразование, материалы, технологии изготовления, стандарты и требования. Если проект локальный, то мы обязательно учитываем этнические и культурные особенности территории. Внутри студии мы делаем концепты, в которых дизайнеры имеют возможность больше творить, предлагать свежие идеи, искать что-то новое. Инженеры в этих проектах стараются минимально влиять на дизайн, только лишь слегка его «приземляя». Затем эти концепты публикуются, участвуют в международных выставках, вдохновляют миллионы дизайнеров во всем мире. Так и формируются тренды. – Вы указываете, что одна из ваших сильных компетенций – инжиниринг. Как, по вашему мнению, повлияет на вашу деятельность в этом направлении недавно принятый закон об инжиниринге и промдизайне? Насколько этот документ оправдал ожидания поставщиков и потребителей этих услуг? Верите ли вы в действенность помощи от государства? – Закон хороший, важный и своевременный. Самое главное, что на тему промдизайна и инжиниринга обратили внимание, она стала все чаще звучать на самом высоком уровне. Эффекты от принятия закона пока на себе не почувствовали, но надеемся и верим! – Какие соцгруппы, сайты, события вы могли бы посоветовать читателям нашего медиа-ресурса, и будет ли интересно дизайнерам общаться с аддитивщиками и наоборот? – В интернете всё есть, на любой цвет и вкус, можно найти близких по духу и увлечениям людей. Я сам предпочитаю читать книги. Из моей выборки могу посоветовать: «10 принципов индустриального дизайна» Дитера Рамса, «Курс промышленного дизайна» Александра Отта и «Дизайн привычных вещей» Дональда Нормана.