Производственные инновации для профессионалов

Российские разработки в АТ – а стоит ли почивать на лаврах?

Российские разработки в АТ – а стоит ли почивать на лаврах?

Масштабное маркетинговое исследование рынка технологий аддитивного производства (АП), выполненное при поддержке команды Клуба аддитивных технологий (КАТ), воодушевило уже многих российских разработчиков и заставило инвесторов и машиностроительные предприятия с более предметным интересом обратить взоры на ускоряющееся развитие альтернативного производственного инструмента.

Мы же не думаем, что все настолько увлечены и уверовали в индустрию аддитивных технологий (АТ), что принимают её как должное и как бесспорно рентабельный инструмент создания конкурентноспособной продукции? До сих пор многие предприятия не слышали о АТ, или обожглись при первом касании, даже не поднявшись на высоту для крейсерского режима полёта.

События последних лет очень сильно ударили по отечественной аддитивке: все интеграторы и интернет-магазины вынуждены были пересмотреть ассортимент предлагаемых товаров и услуг, переориентируясь на китайских и российских производителей. Те продавцы, которые и до известных событий плотно работали с поставщиками из Поднебесной, ничего не потеряли, и для них ничего радикально не изменилось, разве что два основных момента:

  • ввиду ухода с отечественного рынка таких игроков, как EOS, 3D Systems, Concept Laser, SLM Solutions и других, все в срочном порядке стали изучать ассортимент и технические характеристики продукции китайских BLT, Farsoon, Eplus, HBD, TPM3D, новичков Riton и многих других. Те компании, которые имели китайские бренды в своих продуктовых линейках, ощутили повышенное внимание и, как следствие, получили больше реализованных проектов,
  • с другой стороны, всё большее проникновение китайских компаний на рынок РФ создало быстрорастущую конкуренцию, заставляющую российских интеграторов/поставщиков мериться силой (порой, ощутимо демпингуя) друг с другом в конкурсных процедурах (тендерах).

Как следствие, те, кто раньше концентрировались на премиальных брендах родом из США и ЕС, вовлекая свою паству в веру в превосходство Запада над Азией в технологичности оборудования, в новых условиях были вынуждены начать всё сначала. И вот последние начали заново изобретать методику продаж и продвигать теперь уже китайские продукты (ранее они, сравнивая качество оборудования, любили проводить параллели с попыткой сравнить Mercedes и «Жигули»), подмешивая к ним российские марки.

Российские разработчики 3D-принтеров сегодня очаровывают как интернет-магазины, интеграторов, так и предприятия. Почему это происходит – нетрудно догадаться:

  • Локализация производства, доходящая до 80 и более процентов.
  • Близость разработки и инженерных центров, как следствие, быстрая сервисная поддержка.
  • Удовлетворяющая запросы предприятий конфиденциальность и НИОКР с помощью российских инженеров (по понятным причинам Китай здесь проигрывает всухую).
  • Гибкость в плане адаптации своих решений под требования производств заказчика.
  • Полная ответственность за отработку технологии на российском оборудовании на российских материалах, одобренных заказчиком.
  • Коллаборативная активность между отечественными разработчиками оборудования и программного обеспечения, производителями материалов, отраслевыми институтами и органами государственной власти.

Казалось бы – вот она, формула счастья, наконец найдена! Если бы не… могущество Китая, своей экспансией разрушающего экономики менее ра́звитых в технологическом аспекте стран. Не будем лукавить и посмотрим правде в глаза: Китай при сложившейся на сегодня политической обстановке невозможно обогнать. Для аддитивщиков достаточно посетить выставку ТСТ Asia 2024, прошедшую уже в четвёртый раз в начале мая в Шанхае. Она дышит в спину лидирующей отраслевой выставке Formnext, ежегодно проходящей во Франкфурте-на-Майне (мы обязательно вернёмся к обсуждению общей атмосферы и новинок на ТСТ Asia 2024 в самое ближайшее время). Шанхай сегодня демонстрирует «фейерверк» технологий АП, «переваривание» идей (технологий, схем) западных брендов и реализацию производственных инструментов в разы дешевле. Стоит только появиться в мире новому прогрессивному бренду и показать своё оборудование на одной из выставок, как в Китае за короткий промежуток времени станут появляться вполне себе сносные клоны.

Этап копирования популярных АТ в Китае перешёл из количественного в качественный:

  • появляются 64-х лазерные L-PBF 
    L-PBF
     
    системы;
  • хотите настольный L-PBF 3D-принтер – пожалуйста;
  • а, может быть, вам нужен неплохой 3D-сканер по цене двух средних зарплат в России – держите!

Теперь уже сложно поспорить с тем, что Китай и в АТ становится мощнее с каждым месяцем. И если сегодня мы, как говорили в начале статьи, видим должное внимание к российским разработчикам и гордимся этим, то что может произойти завтра, когда несравненно бόльшая маржинальность при работе с Китаем разорвёт связи отечественных проектов с интеграторами и интернет-магазинами? А бизнес, как известно, идёт туда, где можно заработать больше. Смогут ли наши разработчики снизить цены, увеличить дилерскую скидку и так же, как Китай, быстро реагировать на потребности рынка, копируя лучшие мировые разработки? Попробуйте сами для себя ответить на этот вопрос.

И как же быть, спросите вы? Ответ здесь может состоять в государственном регулировании и кратном усилении протекционистской политики в отношении отечественных производителей. То есть, в тех мерах, которыми оперирует любое государство, заботящееся о собственном технологическом суверенитете.

Отечественные разработчики, будьте бдительны, будьте успешны!