3D-сканеры в литейном производстве
Как с помощью портативных 3D-сканеров происходит контроль геометрии полученных отливок. Кто не читал первую часть, рекомендуем начать с неё: «Применение ручных 3D-сканеров в литейном производстве». Но не стоит забывать, что 3D-сканеры не способны увидеть внутреннюю структуру металла и скрытые полости. Разберём решение на примере контроля отливок крышек больших дизельных двигателей, применяемых в железнодорожной технике и кораблестроении. Исходные данные: 01| Отливка крышки дизельного двигателя, габариты 02| Сканер Scantech Prince775 03| Внешний вид конечного изделия На магнитных материалах используются многоразовые маркеры, наклеенные на магнитную подложку. Использование таких маркеров позволяет снизить накладные расходы на расходные материалы. Для немагнитных поверхностей используются самоклеящиеся маркеры. Сканирование детали — 10-15 минут на сторону х2; 04| Сканирование детали 05| Работа в программном обеспечении Geomagic Control X В итоге получаем отчёт с цветовой картой отклонений, диаграммой и табличными данными по отклонениям. Как видно на изображениях, все места, подвергающиеся последующей обработке: посадочные под валы или подшипники, прилегающие плоскости и т.п., обладают достаточными припусками для передачи отливки в цех мех. обработки. Если у отливок есть индивидуальные номера, они так же будут содержаться в скане. Номера можно включить в отчёт. Отчёты по каждой отливке сохранять в библиотеку контролёра. Архивировать данные по всех выпущенным отливкам. На полный отчёт по изделию весом 150-180 кг с габаритными размерами 1250×900×106 мм затрачено 60-100 минут. Ручные мобильные 3D-сканеры с лазерной маской портативны, работают в условиях цеха, не боясь производственных вибраций. К минусам можно отнести необходимость наносить на детали позиционные маркеры (метки). Но у предприятия есть выбор. Либо мобильный ручной 3D-сканер, либо 3D-сканер с отслеживающим трекером — Scantech TrackScan P22. 06| Видео сканер на роботе (автоматизированный контроль) При подготовке правильного поста, это решение позволяет уйти от использования позиционных маркеров за счёт работы с отслеживающим оптическим трекером. Также, погрешность подобных систем не зависит от габаритов изделия, если изделие помещается в поле видимости отслеживающего трекера. Со вторым вариантом можно реализовать автоматизированный контроль, добавив к системе 3D-сканер + трекер+ робот манипулятор. Система 3D-Сканер + трекер + робот способна контролировать до 5000-6000 деталей подобных картеру коробки передач в неделю. Оператор может сравнивать данные по каждой детали, отсканированной в понедельник, с деталями, отсканированными в пятницу, и заранее быть готовым к замене или ремонту оснастки и т.п. В завершение статьи ещё несколько успешно реализованных проектов от производителя. 07| Корпус электродвигателя 08| Сканирование светоотражающих маркеров Сканирование объекта 20-30 минут (без переворота); 09| Обработка и сохранение модели Подготовка карты отклонений 10-15 минут. 10| Подготовка карты отклонений 11| Рычаг автомобильной подвески 12| Сканирование светоотражающих маркеров 13| Обработка и сохранение модели 14| Сохранённое номера деталей и маркировки Итого: 20-25 минут, с погрешностью 30-50 мкм (без учёта реверс инжиниринга, статья про контроль). Контроль отливок и деталей горнодобывающей промышленности 15| Сканирования конуса дробилки с помощью ручного 3D-сканера 16| Подключение системы фотограмметрии MScan 17| Сохранение облака маркеров, загрузка в софт для сканирования 18| Сканирование детали 19| Обработка и сохранение данных 20| Получение отчёта 3D-сканеры помогают специалистам литейного производства понизить уровень брака, повысить выход готовой продукции и снизить издержки при механической обработке.
С помощью 3D-сканеров специалисты могут проверять наличие необходимых припусков («мяса») на полученных отливках для последующей механической обработки деталей. Выявлять бракованные отливки до передачи клиентам или в собственные цеха механической обработки. Понизить уровень брака на ранних стадиях производства, повысить выход готовой продукции и снизить издержки при механической обработке, исключить человеческий фактор.Контроль отливок крышек больших дизельных двигателей
Отливка крышки дизельного двигателя, габариты — 1250×900×106 мм
Контроль отливки корпуса электродвигателя
Итого: на сканирование и контроль крупной отливки 55-85 минут с погрешностью 100-150 мкм.
Контроль отливки рычага автомобильной подвески
Ниже пример сканирования конуса дробилки с помощью ручного 3D-сканера и системы фотограмметрии
Благодарю за внимание.
В третей части статьи о применении ручных 3D-сканеров в литейном производстве мы поговорим о контроле готовой продукции после механической обработки. Оставайтесь с нами.