В преддверии 8 Марта мы побеседовали с руководителем отдела маркетинга и PR компании СПИН (входит в «АЙ 3Д Группу») Татьяной Петровой, которая на собственном примере доказала, что даже самые сложные, инновационные технологии — это не только мужская территория. Перейдя в 2020 году из медиа в сферу 3D-печати, она не только освоила сложные процессы, но и стала одним из ключевых специалистов в компании. Татьяна рассказала о своих проектах, поделилась взглядами на будущее аддитивных технологий и вдохновляющим опытом, который подтверждает: женщины могут покорять любые высоты.
– Как вы пришли в сферу 3D-печати? Что вдохновило выбрать именно это направление? И насколько совпали ожидания с реальностью?
– После семи лет работы в СМИ возникло четкое намерение кардинально сменить направление. Случайно наткнулась на информацию о компании TOP 3D SHOP и очень она меня тогда заинтересовала. Из презентации компании я узнала о том, насколько быстро всё развивается в этой сфере. Решила рискнуть. Мне для начала предложили должность офис-менеджера с функциями организации мероприятий (это то, чем я семь лет занималась в СМИ: участвовала во всевозможных конференциях и выставках как медиа-партнер). А на дворе был январь 2020 года. Да, начало пандемии с последующим в апреле закрытием всех площадок и отменой всех массовых мероприятий. И этот вынужденный простой я использовала для изучения технологий с приставкой «3D», а именно сборки и разборки настольных 3D-принтеров, попыток под руководством инженеров из сервисного отдела разобраться, что и как в них работает. Как инженеру мне всё это было очень интересно, а коллеги мне с удовольствием всё рассказывали и показывали. Так пролетели весна и лето. После этого стало понятно, что в аддитивной сфере я уже надолго.
К тому же ожидание и реальность в моем случае практически полностью совпали уже в первые месяцы. Возможно, из-за вынужденного сидения по домам тогда очень многие люди внезапно захотели себе настольный 3D-принтер. Возник ажиотажный спрос, со склада забирали почти всё, что было в наличии.
– Инженерная квалификация, безусловно, помогает сравнительно быстро освоиться в аддитивке. Но вот для погружения в нюансы, наверно, всё же нужны наставники. Они у вас были?
– Конечно инженерные знания – это база. На первой работе в TOP 3D SHOP образование именно по теме протезирования мне не требовалось, а вот уже в i3D и СПИН – очень даже. Новые и очень интересные для меня области – керамика и печать из титана для медицины. Особенно процесс печати из титана вертлюжных чашечек для эндопротезирования.
В работе все коллеги так или иначе помогают, подсказывают, советуют. Так что если есть желание учиться – то всегда поддержат.
– С какими основными вызовами Вы столкнулись, когда только начинали работать в этой области?
– В самом начале мне показалось, что если 3D-печать хоть как-то на слуху, то вот 3D-сканирование, реверс-инжиниринг с использованием именно сканеров не так востребован. Компании поначалу не были достаточно осведомлены о том, в какой степени 3D-сканирование может помочь в их производстве, и потому недооценивали его. Сейчас, конечно, его возможности уже многие оценили.
– Над какими проектами в сфере 3D-печати вы работаете сейчас? Что вас больше всего увлекает в них?
– Это проекты под грифом NDA. Когда все самое интересное показывать нельзя. Самая большая боль для маркетинга. Масштабные проекты по печати из стали и колоссальный проект по реверс-инжинирингу для крупного предприятия почти всей номенклатуры запчастей. Тот случай, когда компания вовремя решила «на всякий случай» иметь при себе чертежи всех импортных запчастей.
– Какие материалы и технологии 3D-печати у вас сейчас используются чаще всего?
– Самая распространенная – пока что сталь 316L, в силу ее универсальности. Алюминий идет следом, но сталь все равно с большим отрывом впереди. Активно набирает обороты титан. Клиенты в нем заинтересованы.

– Каковы особенности маркетинга в аддитивной сфере? Какие клиенты здесь – самые трудные?
– О, это отдельная тема для беседы. Если исключить заказчиков из числа крупных компаний, которые обычно точно знают, что они хотят, из каких материалов, в каком количестве и к какому времени, – то остаются заказчики с более абстрактными запросами. Из серии «нам надо какой-то вентиль», и присылают фото (это еще в лучшем случае). И при этом настаивают, что никакой 3D-модели им не требуется, его же можно просто по фото напечатать – он ведь стандартный, «как у всех». Таких историй довольно много.
– Как вы считаете, как меняется роль женщин в сфере 3D-печати и технологий в целом?
– Сейчас у нас в компании работает несколько девушек-инженеров, в том числе оператор аддитивной установки. Коллектив никогда не был чисто мужским или женским.
– Сталкивались ли вы с какими-либо стереотипами или барьерами как женщина в технической сфере? Как их преодолевали?
– Поскольку я еще и поработала на заводе после университета, то видела, что на производстве заняты в основном парни. Девушки преимущественно, занимали административные должности секретарей, помощников и прочих. Немало женщин было на позициях ведущих инженеров, закупщиков. А вот в цехах, у станков – именно мужчины.
Но это было 13 лет назад. При смене оборудования на аддитивное в производстве появилось больше девушек. Легкие сканеры и простые в использовании 3D-принтеры способствуют этому.
– Что бы вы посоветовали девушкам, которые хотят начать карьеру в 3D-печати или смежных технологиях?
– Главное – не бояться пробовать себя в чем-то новом. Если 3D-печать может поначалу показаться сложнее и тяжелее, то 3D-сканирование отлично подойдет и для старта в этой сфере. В этом нет ничего сложного, всему можно научиться. А умение смоделировать всё, что угодно, а потом напечатать это на 3D- принтере никогда не помешает. Эти навыки пригодятся всегда.
– Какие, направления в 3D-печати, на ваш взгляд, самые перспективные на ближайшие 5–10 лет?
– SLM и сейчас, и в ближайшем будущем будет востребовано. Отлично проработанная технология, которая только улучшается. SLS – это прочные изделия и с последующей обработкой с защитой от влаги, также будут востребованы на рынке.
– Как вы думаете, как 3D-печать изменит нашу повседневную жизнь в будущем?
– Хотелось бы, конечно, настольные версии SLS для дома по ценам FDM. Ну помечтать же можно! А если серьезно, то – не знаю. Столько возможностей для 3D-печати есть уже сейчас, но из-за самой цены профессионального оборудования это пока доступно далеко не всем. Крупные компании с большими объемами производства, конечно, поэтапно формируют у себя определенный пул машин. Средним предприятиям остается недорогое и быстрое SLA и FDM/FFF. Возможно, в будущем перевес будет устранен.
– Какие инновации в аддитивной сфере вас больше всего впечатляют или вдохновляют?
– Реверс-инжиниринг. Возможность получить чертеж для производства из поломанной и перекошенной детали. А ещё – 3D-печать металлами деталей со сложными внутренними полостями. Это, пожалуй, очень впечатляет.

– Что для вас самое интересное в работе с 3D-печатью?
– Процесс. Как руководителю службы маркетинга, мне необходимо видеть и документировать по методу фотосъемки и видео весь процесс. Конечно, смотреть, как из порошка вырастает деталь – очень вдохновляет. Чувствуется, что возможно все. И после, когда заготовка или деталь уходит клиенту и получаешь отклик или видео и фото как она (деталь) отлично подошла.
– Какие новые инновационные изделия в потребительской сфере, полученные методом 3D-печати, хотели бы протестировать?
– Не уверена, что их так уж и много. В медицине, конечно, выбор уже большой, но хотелось бы избежать необходимости тестировать что-либо из этой продукции на себе. Но вот обувь с подошвой, напечатанной на 3D-принтере, у меня уже есть.