Кронштейны: аддитивные гроссмейстеры (часть 2)
Рассмотрим применения печатаемых кронштейнов в авиастроении. Следствием оптимизации традиционно выпускаемых деталей является более изящная бионическая форма, но вместе с этим прочная и долговечная. Уменьшение веса приводит к снижению расхода материала и, в некоторых случаях, может повысить производительность системы, в которой используется кронштейн. Рис. Серийно производимый кронштейн для двигателя GEnx-2B и сам двигатель GEnx-2B (GE Additive) Когда-то Дмитрий Иванович Менделеев считал титан «практически малополезным» металлом, а сегодня без этого материала не обходятся сложные и ответственные детали и узлы для авиастроения, судостроения, энергетики, медицины, спорта, архитектуры. Его ценят за его легкость, прочность, стойкость к коррозии, низкую плотность. Титан долговечен, устойчив к радиации, морской воде, кислотам. Самым распространенным в промышленности, в частности, в авиастроении и медицине, является титановый сплав Ti-6Al-4V, в котором как раз лучше всего проявлены преимущества малой плотности титана и его устойчивости к коррозии. А теперь представьте себе, насколько композиционные материалы стали широко использоваться в нашей жизни. Особенную потребность в них испытывает авиационная промышленность по причине высокой прочности композита и его малого удельного веса. Интересно, что с увеличением потребления композитов в авиации растет и применение титана, потому как жесткие детали должны соединяться с жесткими, например, композит+титан, и уж точно не с алюминием. Компания Рис. Кронштейн защелки входной двери и производственная площадка для сборки фюзеляжей Boeing 737 (Spirit Aerosystems) Этот фитинг сегодня производится на системах с плазменной проволочной наплавкой от Norsk Titanium, замещая старый и крайне затратный процесс фрезерной обработки. К слову, использование проволоки позволяет производить детали быстрее в 50 – 100 раз, чем при использовании популярных одно-двухлазерных систем селективного сплавления. В целом же Spirit Aerosystems существенно снизила затраты, одновременно ускорив время вывода на рынок новых деталей как минимум на 60%. Очередной пример из авиастроения, на этот раз для производства кронштейнов передней стойки шасси для Airbus A350 XWB продемонстрировала компания Рис. Сравнение кронштейнов передней стойки шасси для Airbus A350 XWB, полученных традиционным и аддитивным производством (Liebherr Aerospace) В отличие от Spirit Aerosystems, Liebherr смогла вмешаться в конструкцию и оптимизировать деталь, что привело к снижению ее веса на 29%. Использование 3D-печати также помогло увеличить жесткость на 100%. Когда вы научились мыслить по-новому, оптимизировать традиционные детали с получением почти всех преимуществ от использования аддитивного производства, вероятно, остается последний шаг – технологическая оптимизация. Интересен опыт компании AddUp Group, который она получила при топологическом усовершенствовании кронштейна для фиксации навесного оборудования современного самолета, а также технологической оптимизации. Если к топологической оптимизации у нас вопросов стало уже меньше, то как провести технологическую, минимизировав затраты на поддержки и их удаление? Во-первых, для серийного аддитивного производства нужно оптимизировать изделие так, чтобы требовалось как можно меньше поддержек. Порой это может заставить инженера добавить некоторые конструктивные элементы в сам компонент, чуть увеличив объем материала. Однако такой подход может сократить число поддержек и время на их удаление, тем самым влияя на весь производственный цикл. Рис. Эволюция оптимизаций (FIT Group) Другой подход, который можно задействовать, – технологический. Если технология на оборудовании позволяет не использовать поддержки при определенных углах геометрических элементов детали, то это может сократить использование поддержек. Например, стандартным на сегодня является использование поддержек при угле к горизонтальной плоскости менее 45°. Однако сегодня существует мировой тренд, направленный на уменьшение этого угла, что в свою очередь даст конструкторам больше свободы в проектировании и ориентации детали в камере принтера. Отрабатывая мировой запрос инженеров, AddUp для кронштейна фиксации навесного оборудования современного самолета Рис. Оригинальный и оптимизированный кронштейн для фиксации навесного оборудования современного самолета (AddUp Group)Кронштейн Colibrium Additive для двигателя GEnx-2B
Компания General Electric (GE) для многих является иконой. Сегодня их направление, занимающееся АТ, произвело ребрендинг на Colibrium Additive. Еще в 2018 года Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) одобрило первые детали, напечатанные на 3D-принтере, и используемые для открытия створок кожуха вентилятора двигателя GEnx-2B коммерческих самолетов Boeing 747-8. GE произвели Кронштейн защелки входной двери Spirit Aerosystems для Boeing 787
Кронштейн передней стойки шасси Liebherr для Airbus
В 2019 году Федеральное управление авиации Германии дало разрешение компании Liebherr-Aerospace на производство компонентов с использованием аддитивного производства. С тех пор у Liebherr началась эра серийной и ответственной 3D-печати.Тотальная производственная оптимизация (FIT Group, AddUp Group)