Воскресенье, 9 марта, 2025
spot_img
    Воскресенье, 9 марта, 2025
    ДомойНовостиЭра персонализации автомобильных интерьеров

    Эра персонализации автомобильных интерьеров

    Представьте автомобиль, в котором каждая деталь салона создана специально для вас: руль идеально ложится в руки, кнопки на панели управления расположены именно там, где вам удобно, а декоративные элементы отражают вашу индивидуальность. И всё это — не результат многомесячной работы конструкторов и дизайнеров, а плод технологии 3D-печати. Добро пожаловать в будущее, где технологии перестают быть просто инструментом и становятся частью искусства!

    3D-печать: новый уровень кастомизации

    Автомобильный интерьер перестает быть просто функциональным, практичным и удобным пространством — теперь он может выражать стиль и характер владельца. Кто-то предпочитает минимализм, кому-то важна максимальная эргономика, а кто-то стремится к эксклюзивности в каждой детали. Раньше такие запросы оставались лишь мечтами, но теперь 3D-печать открывает безграничные возможности для персонализации.

    Подголовники, рычаги переключения передач, вентиляционные решетки, декоративные элементы и даже сиденья — всё это можно напечатать, придав деталям уникальные формы и текстуры. Разнообразные методы 3D-печати позволяют не только персонализировать элементы, но и создавать сложные конструкции. Автопроизводители уже активно используют их в дизайне интерьеров. Пока что речь идет в основном о премиум-сегменте, однако вскоре доступность таких технологии, вероятно, сделает их популярными и в массовом автомобильном рынке.

    Alpine: ледяное вдохновение в электрическом A390_β

    После создания серии кастомных аксессуаров для Peugeot 308 французская компания ERPRO, специализирующаяся на 3D-печати, объявила о сотрудничестве с маркой Alpine. Когда речь заходит о спортивных автомобилях, Alpine всегда стремится к передовым решениям. Их новый A390_β — не просто электрокар, а квинтэссенция технологий. В его интерьере использованы детали, напечатанные с применением технологии SLS, а материалом стал биоразлагаемый Pebax® Rnew® от Arkema, что подчеркивает приверженность Alpine к устойчивым технологиям. Но главное — это визуальная концепция: элементы покрыты прозрачным слоем, создающим эффект ледяных блоков. Чистота, мощь, экологичность — и всё это благодаря 3D-печати.

    Bentley Batur: роскошь, созданная на принтере

    Фото: ERPRO

    Bentley Batur: роскошь, созданная на принтере

    Когда Bentley что-то создает, это всегда роскошно. В 2022 году британский автопроизводитель Bentley Motors Ltd представил модель Batur, названную в честь озера на индонезийском острове Бали. Это один из самых мощных автомобилей Bentley, оснащенный 6,0-литровым двигателем W12 с двойным турбонаддувом и мощностью свыше 740 л.с. Однако, помимо впечатляющих характеристик, автомобиль примечателен использованием 3D-печати. Кто бы мог подумать, что 18-каратное золото можно… напечатать? В модели Batur именно так изготовлены вентиляционные решетки, а выхлопная система выполнена из титана с использованием аддитивных технологий. Каждая из 18 выпущенных машин уникальна, поскольку Bentley предоставляет владельцам возможность выбрать мельчайшие детали оформления. Настоящее искусство в мире автомобилей.

    Фото: Bentley Motors Ltd

    Cadillac Celestiq: когда эксклюзивность зашкаливает

    Кастомизация в Celestiq выходит на новый уровень: здесь 115 деталей созданы с помощью 3D-печати! Переключатели стеклоподъемников, дверные ручки, декор центральной консоли и даже руль — всё можно адаптировать под вкус владельца. Также с использованием аддитивных технологий созданы некоторые элементы безопасности, например, пряжки ремней. А если учесть, что цена машины стартует от $300 000, это, пожалуй, справедливая плата за абсолютную эксклюзивность.

    Фото: Cadillac

    Lamborghini Sián: когда каждая решетка уникальна

    Lamborghini давно играет на грани технологий и искусства, и первая модель с кастомизируемыми 3D-печатными деталями — гибридный суперкар Sián FKP 37 — яркий тому пример. Центральные и боковые вентиляционные решетки этой лимитированной модели (всего 60 штук) полностью напечатаны, причём каждая — уникальна. Время от разработки концепции до выпуска готового изделия — всего две недели. В мире автомобилей это мгновение!

    Фото: Lamborghini

    Maserati: подголовники с трезубцем

    Maserati GranTurismo Fuoriserie One Off Luce выделяется не только звучным названием, но и инновационным интерьером. Подголовники напечатаны из переработанного ECONYL®, а фирменный трезубец нанесён прямо на ткань с помощью фотополимерного принтера Stratasys J850 Tech Style. Так и хочется сказать: роскошь встречается с экологией.

    Фото: Maserati

    Автокресла Oechsler

    Водительское сиденье играет ключевую роль в процессе вождения, особенно когда речь идет о кольцевых гонках. Этот аспект TECHART стремился подчеркнуть в своей модели GTstreet R Flyweight — гоночном автомобиле, выпущенном ограниченной серией в 19 экземпляров на базе Porsche 911 Turbo S. Для достижения этой цели TECHART обратился к компании Oechsler с задачей перепроектировать сиденья. Основной задачей было совместить персонализацию и высочайший уровень производительности.

    Результатом стали подушки сидений, созданные с помощью 3D-печати. Изготовленные по технологии Multi Jet Fusion из термопластичного полиуретана (TPU), они оснащены решетчатыми структурами, которые не только снижают нагрузку на тело, но и улучшают вентиляцию. Кроме того, были улучшены амортизационные свойства сидений. Благодаря 3D-печати удалось уменьшить точки давления, снизить температуру на 3–5 °C и обеспечить лучшую воздухопроницаемость, что значительно повышает комфорт вождения.

    Еще одним преимуществом является быстрая сборка подушек, напечатанных на 3D-принтере, а также возможность их легкого переноса с одного гоночного автомобиля на другой.

    Гоночное сиденье с подушками, напечатанными на 3D-принтере (фото: TECHART)

    MINI Electric Pacesetter: печать в мире гонок

    Этот электрический сейфти-кар для Formula E получил не только мощный мотор, но и напечатанные элементы. Кастомизированные спортивные сиденья созданы с учетом анатомии водителя, а аэродинамические элементы сделаны из переработанного карбона. Высокие технологии на службе скорости!

    Фото: BMW Group

    Porsche: персональные гоночные сиденья

    С 2022 года Porsche предлагает владельцам 3D-печатные вставки в сиденья, адаптируя их жесткость под индивидуальные предпочтения. Такие сиденья на 8% легче традиционных, и их можно установить даже в уже выпущенные автомобили. Это не просто комфорт, а реальный способ улучшить контроль над автомобилем, особенно на треке. Они включены в линейку Performance Parts и доступны в конфигураторе Porsche.

    Фото: Porsche

    Range Rover Safari от LUNAZ: классика встречается с современностью

    LUNAZ занимается реставрацией легендарных автомобилей, превращая их в электрокары. В одном из их проектов — Range Rover Safari — использованы напечатанные интерьерные детали, что создает эффект баланса между традицией и современными технологиями с сохранением стиля оригинальной модели.

    Фото: LUNAZ

    Renault 5 E-Tech: индивидуальность в мелочах

    Новый электрический Renault 5 предлагает владельцам возможность украсить салон напечатанными аксессуарами. Органайзеры, держатели и декоративные элементы разных форм и цветов сочетают практичность и эстетику, делая машину по-настоящему уникальной. Если модель окажется успешной, 3D-печать может занять ещё более важную роль в будущем Renault.

    Фото: Renault

    3D-печать для Peugeot 208

    Для модели Peugeot 308 была разработана уникальная серия аксессуаров, созданных с использованием технологий 3D-печати. Этот проект стал результатом успешного сотрудничества между компаниями Peugeot, HP, Mäder и Erpro Group. В коллекцию вошли стильные держатели для очков, телефонов и различных мелочей, изготовленные из специального термопластичного полиуретана (TPU), который был разработан с учетом строгих требований автомобильной индустрии.

    Инновационный материал, созданный при участии BASF и HP, сочетает в себе высокую гибкость и выдающуюся долговечность. Каждый аксессуар не только эффективно поглощает удары, но и отличается безупречной отделкой и тщательной проработкой деталей. Это воплощение современного подхода к автомобильному дизайну, где передовые технологии гармонично сочетаются с практичностью и эстетикой.

    Фото: Peugeot

    Ford Maverick и печать «домашних» аксессуаров

    Не только люксовые бренды внедряют 3D-технологии. Ford в своем пикапе Maverick® представил систему FITS — специальные слоты для аксессуаров. Можно приобрести готовые решения или… напечатать их самостоятельно! Ford даже бесплатно предоставляет файлы для печати. Захотелось держатель для стакана или органайзер? Просто скачайте и напечатайте.

    Разделитель для контейнера — один из возможных аксессуаров, который владельцы Ford Maverick могут напечатать на 3D-принтере и установить в свой автомобиль (фото: Ford)

    Российские проекты

    К российскому автопрому можно относиться по-разному: для кого-то это доступный вариант автомобиля, который подходит для непритязательного использования, где вопросы ремонта и кастомизации решаются с минимальными затратами. Однако большинство сходится во мнении, что нам еще есть куда расти.

    Тем не менее, использование различных технологий 3D-печати при разработке российских автомобилей уже никого не удивляет: от утилитарных моделей АвтоВАЗа до люксовых Aurus. Возникает вопрос: то ли руководители отечественных предприятий и маркетологи опасаются говорить об использовании аддитивных технологий в разработке и производстве автомобилей, то ли этот процесс стал настолько рутинным, что перестал быть поводом для громких заявлений.

    • Aurus Senat— это российский люксовый автомобиль, который позиционируется как флагман отечественного автопрома. Пока сложно назвать этот проект массовым, тем не менее, 3D-печать используется в интерьерах, силовой части и подвеске Aurus. Ну а уж при прототипировании и демонстрации опытных образцов – так и подавно.
    • КАМАЗ-1221. Хотя КАМАЗ известен своими грузовиками, компания активно исследует возможности 3D-печати для создания деталей интерьера и экстерьера. Например, в 2021 году КАМАЗ представил концепт электромобиля КАМАЗ-1221, в котором использовались напечатанные на 3D-принтере элементы.
    • Частные ателье и кастомизация. В России есть частные ателье, которые занимаются тюнингом и кастомизацией автомобилей. Некоторые из них уже используют 3D-печать для создания уникальных элементов интерьера, таких как декоративные панели, подсветка салона, индивидуальные ручки и переключатели.
    • Электромобили и концепты. Российские компании, разрабатывающие электромобили, такие как Zetta или Ё-мобиль (проект, который был заморожен, но может возродиться), также рассматривают возможность использования 3D-печати для создания уникальных интерьеров. Например, напечатанные на заказ элементы панели управления или декоративные детали.

    Заключение

    Приведенные примеры подтверждают, что 3D-печать в автомобильных интерьерах — это не просто целый спектр технологий, а новый стиль мышления. Границы между стандартными и индивидуальными автомобилями стираются, и каждый водитель получает возможность создать по-настоящему уникальное пространство, удобное и радующее глаз. Обилие зарубежных примеров использования 3D-печати в серийном производстве должно подтолкнуть «зажатых» российских промышленников взять курс на инновации и довериться перспективным инструментам, каковыми являются аддитивные технологии.

    Адаптированный авторский перевод: 3Dnatives.

    Вас может заинтересовать

    Популярное