Вторник, 9 сентября, 2025
spot_img
    Вторник, 9 сентября, 2025
    Домой Блог Страница 16

    Как создавалась 4-х метровая лодка

    F2 innovations и НПО 3D Солюшнс разработали и напечатали четырехметровую лодку, а затем протестировали ее на воде.

    F2 innovations — это ведущий производитель промышленных 3D-принтеров для печати полимерами. В линейке продукции имеется крупногабаритный принтер F2 Gigantry, работающий по технологии FGF (печать гранулами) и обладающий возможностью печати объектов длиной более 3,5 метров.

    НПО 3D Солюшнс – это российский разработчик и производитель термопластичных полимерных композиционных материалов для аддитивных технологий. Компания НПО 3D Солюшнс и REC3D входят в единый технологический альянс и производят филамент и гранулы для 3D печати прототипов, гибких деталей и высокотемпературных изделий.

    Наши разработки вдохновлены успешным международным опытом. За границей уже проводились подобные проекты в области печати судов.

    • Лодка, напечатанная на крупнейшем в мире 3D принтере в Центре передовых конструкций и композитов Университета штата Мэн, США, весит 2,3 тонны и имеет длину почти 8 метров.
    • Объединение компаний Caracol и NextChem реализовало проект Beluga, разработав первый прототип парусника из переработанного материала MyReplast™.
    • Голландская судостроительная компания IMPACD Boats создает консольные катера, используя 3D-печать и электромоторы, реализовав уже более 300 проектов для внутреннего рынка.
    • Экспериментальное судно построено верфью Al Seer Marine в Абу-Даби. Первый образец 3D печатной абры оснащен двумя электродвигателями мощностью 10 кВт на литиевых аккумуляторах, а корпус судна достигает одиннадцати метров в длину и чуть превышает три метра в ширину.

      Редактировать

      Проектирование

    Инженеры F2 и НПО 3D Солюшнc, вдохновленные результатами зарубежных коллег, решили, что ничем не уступают, особенно с учётом нашего опыта в печати оснастки для авиации. Процесс проектирования 3D-модели сочетался с тщательным выбором материала. Мы искали прочный, простой в обработке и экологичный пластик, учитывая ограничения по бюджету, так как это был прототип.

    Наш выбор остановился на частично вторичном PETG + GF (с рубленым стекловолокном), который обладает несколькими ключевыми преимуществами:

    • Низкая усадка, что позволяет сохранить геометрию при печати крупных объектов.
    • Отличная адгезия слоев, повышающая прочность и долговечность моделей.
    • Экологичность — пластик не выделяет вредных веществ во время печати.

    Для получения вторичного PETG нужны особые условия и строгий технический контроль процесса. С такой подготовкой отлично справился наш партнёр — компания НПО 3D Солюшнс, которая в кратчайшие сроки подготовили качественный материал специально для нашего проекта.

    Для печати было выбрано оборудование F2 Gigantry (в реестре Минпромторга по ПП 719). В данной модели установлен шнековый экструдер F2 Pellet 8, который имеет четырехзонный нагрев гранул, который позволяет равномерно разогревать материал до 450°C, а также поворотный механизм, позволяющий осуществлять печать под углом 45° и 90°. Это особенно важно, так как оно помогает минимизировать усадку и обеспечивает возможность печати нависающих элементов судна, поскольку печать «в воздухе» невозможна. Выбранный метод печати под 45° позволил заранее предусмотреть отсек непотопляемости, для обеспечения безопасности экипажа.

    Экструдер F2 Pellet 8 способен обрабатывать до 10 кг материала в час. Мы избегаем использования термина «скорость» печати, поскольку она зависит от характеристик оборудования, на котором установлен экструдер.

    Итогом проектирования стала модель:


    РедактироватьРедактировать

    Лодка имеет размеры 4 метра в длину и 1,5 метра в ширину.

    Печать

    Начальный этап печати, включающий первые десять слоев, является наиболее сложным и требует тщательного контроля. Эти слои помогают достичь оптимального рабочего режима и, что особенно важно, производительности печати.

    Весь процесс печати продолжался трое суток. Контроль за печатью осуществляла компания F2, работая сменами по 8 часов, в том числе и ночью. Оборудование F2 Gigantry может успешно осуществлять печать в автономном режиме, однако ввиду сложности конструкции изделия, и больших габаритов, мы мониторили процесс печати. Как отметил наш руководитель проектного отдела F2 Дмитрий Синюшов: «У нас не было никаких сомнений в успехе. Мы с технологами и конструкторами всё предусмотрели ещё на этапе проектирования, применили наш многолетний опыт в печати крупногабаритных изделий и получили готовую лодку».

    Запуск лодки

    Наступил солнечный день с комфортной температурой — идеальные условия для спуска судна на воду. В рамках нашей экологической инициативы лодку привел в движение электромотор мощностью 1,3 кВт с двумя батареями, а транцем из фанеры мы закрепили мотор на лодке. Так как печать происходила на территории производства F2 в г. Пермь, то и испытания были проведены в Перми на реке Кама.

    Лодка успешно продемонстрировала свои возможности на тестовом запуске с одним человеком на борту. Затем мы решили проверить ее эффективность при полной загрузке. На борту находились семь человек из F2, включая капитана, и судно вновь показало отличные результаты. Максимальная скорость, которую удалось достичь (с учетом ограничения скорости мотора), составила 10 км/ч.

    Заключение

    Период разработки, начиная с концептуальной идеи и заканчивая запуском судна, составил всего пять дней. Лодка имеет массу в двести килограммов, что обеспечивает
    высокую маневренность и устойчивость на воде.

    Компании F2 innovations и НПО 3D Солюшнс представят напечатанную по данной технологии небольшую яхту (швертбот) на Лидер форуме, который пройдет 12–13 ноября 2024 г. на ВДНХ, павильон «Атом».

    Приглашаем вас своими глазами увидеть лодку, познакомиться с командами, материалом и оборудованием F2 и НПО 3D Солюшнс.

    Мастер-классы в ПО Логос

    0

    Специалисты АО «МЦД» проведут серию мастер-классов по численному моделированию в ПО Логос

    С 04 октября по 01 ноября 2024 эксперты компании «Моделирование и цифровые двойники» проведут в Санкт-Петербурге серию мастер-классов по работе в программном пакете Логос. В рамках мероприятий можно узнать о полном цикле моделирования в Логос и самостоятельно поработать в программе при поддержке специалистов в офисе компании. 

    САЕ Логос – это программный продукт для решения сложных инженерных задач в высокотехнологичных отраслях промышленности методом математического моделирования. Он позволяет производить численное моделирование поведения отдельных элементов и целых конструкций в разных условиях.

    Расписание мастер-классов:

    • 04 октября – «Расчет сосуда под давлением» в Логос Прочность
    • 11 октября –«Моделирование теплообменника» в Логос-Аэрогидро
    • 18 октября – «Расчет сосуда под давлением» в Логос Прочность
    • 25 октября – «Моделирование теплообменника» в Логос-Аэрогидро
    • 01 ноября – «Расчет распространения загрязнения в подземных водах» в Логос Гидрогеология (Нимфа)

     Зарегистрироваться на мастер-классы можно на сайте компании.

    О компании «Моделирование и цифровые двойники»

    Оставаясь на протяжении 30 лет в авангарде инженерного численного моделирования и являясь ведущим поставщиком инженерных решений в этом направлении, компания АО «МЦД» разрабатывает и выводит на рынок уникальные специализированные продукты, в том числе системы для управления базами данных свойств материалов, создания цифровых двойников, автоматизации сервисного обслуживания производственного оборудования и оценки его технического состояния, сопровождения процессов сборки сложных изделий на основе технологий дополненной реальности, машинного обучения и компьютерного зрения.

    Volgobot печатает WAX3D от Filamentarno

    0

    Сегодня хотим вам рассказать об опыте работы с материалом WAX3D от Filamentarno. Мы печатали на нашей флагманской модели Volgobot A3 PRO. Узнаем подробнее, что у нас получилось.

    Начнем с описания материала.

    WAX3D — воск для печати на 3D-принтерах по технологии FDM для последующего литья из металлов по выплавляемым моделям. Модели, напечатанные этим воском, могут быть подвержены постобработке в пламени горелки или полировке растворителем для сглаживания слоев и придания глянца. Материал имеет крайне низкую зольность (менее 0.01%) и доступен по цене, что делает его привлекательным для обладателей обычных 3D-принтеров. Восковки из этого материала примут в любой литейной мастерской.

    Что печатали?

    Мы изготавливали мастер-модель крышки центробежного насоса, которую в будущем отольют из металла. Особых требований к печатной модели запрошено не было, поэтому из дополнительных работ была учтена только усадка филамента при печати. 

    Поделимся основными параметрами печати:

    • Материал: WAX3D
    • Тип прилипания к столу: подложка
    • Поток: 110%
    • Температура экструдера: 114°С
    • Скорость печати: 30 мм/сек
    • Температура термокамеры: 60°С
    • Температура стола на первом слое: 80°С
    • Температура стола на последующих слоях: 55°С
    • Охлаждение: 50%
    • Печаталась с поддержками
    • Вес модели: 2705 грамм (расчёт из CURA)
    • Время печати: 68 часов.

    А теперь самое интересное – мы расскажем об особенностях работы с этим материалом, которые мы выявили в ходе работы.

    При печати WAX3D есть несколько условий, соблюдение которых обязательно для получения качественного результата.

    1. Воск имеет усадку.

    Это ощутимо влияет на размер итоговой модели, а также на саму печать. При неправильных настройках модель или её поддержки могут лопнуть.

    — Как решили проблему?

    Избежать негативного влияния усадки помогает активная камера, так как она позволяет прогреть всю область построения модели. Пассивной камеры для печати настолько крупных заготовок не хватает.

    1. Термобарьер требует хорошего охлаждения.

    Если охлаждение не обеспечить на должном уровне, то материал будет расплавляться выше по термобарьеру, что приводит к образованию так называемой «пробки».

    — Как решили проблему?

    На нашем оборудовании этот нюанс решен системой водяного охлаждения.

    1. Минимальное касание прутка с рычагом прижима филамента, также стоит избегать оппозитных зубчатых подач.

    По причине того, что пруток очень мягкий, его легко «сгрызть» подающим колесикам. — Как решили проблему?

    Мы использовали в узле подачи материала пару: гладкий прижимной валик и подающее колесо на валу шагового двигателя экструдера.

    1. Индивидуальная температура печати и охлаждение под каждую заготовку.

    Эти параметры значительно меняются в зависимости от детализации модели и ее габаритных размеров.

    1. Нюансы со скоростью печати.

    Если скорость печати низкая, это может привести к образованию пробок, а если, наоборот, большая, то пруток может легко порваться. Советуем печатать на скоростях в диапазоне от 25 до 40 мм/сек во избежание вышеописанных проблем.

    1. Расположение катушки.

    Катушку стоит располагать максимально близко к узлу подачи, и она обязательно должна свободно вращаться. При вращении катушки не должно быть ее дерганий, что также может привести к разрыву прутка.

    1. Использование новых катушек филамента.

    За время, пока воск лежит в месте хранения, он может слипнуться или начать рассыпаться кусками по 5-10 см. Естественно, печать материалом с такими дефектами становится невозможной. Поэтому советуем хранить катушки с воском в прохладном месте без попадания прямых солнечных лучей.

    Мы перечислили основные пункты, которые мы выделили за время работы с WAX3D.

    Надеемся, наш опыт и советы позволят вам освоить работу с данным материалом. 

    Что нужно знать о 3D-печати металлом по технологии SLM?

    3D-печать металлом по технологии SLM (Selective Laser Melting) – один из самых современных методов производства деталей из металла. Этот процесс основан на плавлении металлического порошка при помощи лазерного излучения, что позволяет создавать сложные и высококачественные изделия.

    Очередной раз я отправился в Санкт-Петербург для того, чтобы разобраться во всех тонкостях и нюансах SLM технологии. Мне удалось подробно расспросить профессионала своего дела руководителя направления аддитивных технологий компании 3DLAM Николая Дробченко о технологии SLM и обсудить много интересных вопросов. 


    На производстве SLM 3D-принтеров компании 3DLam с Николаем Дробченко

    Получился хороший обзор о 3D-печати металлом по технологии SLM!

    Есть идея – есть…

    Нет, не Икея – та, как известно, тихо покинула Россию. А есть у нас теперь отечественный сервис AIPRINTGEN, позволяющий значительно сократить время и расходы, связанные с созданием прототипов. Там действительно требуется только идея создания новой детали или конечного продукта, ее описание, и совсем хорошо, если будет еще и чертеж или хотя бы рисунок. А если речь идет о реверс-инжиниринге, то понадобится фотография воспроизводимого изделия. Всё это обрабатывается программой с помощью искусственного интеллекта и на выходе создается готовая 3D-модель… Да вы сказочники и идея ваша фантастична, – так могут сказать профессионалы, давно и глубоко вовлеченные в разработку и производство. И будут правы, но недолго.

    AIPRINTGEN – это стартап, реализуемый с начала этого года группой московских инженеров во главе с Вячеславом Губзанским. Минувшим летом команда запустила бесплатный сайт с базовым функционалом для сбора отзывов, замечаний и предложений для развития проекта. Устройство сайта максимально упрощено для того, чтобы получить результат мог даже не специалист. Все, что вам нужно, – это оставить текстовый запрос (промпт) или загрузить в формате png, jpg/jpeg изображение того, что в итоге вы хотите получить, и менее, чем за минуту программа создает объемную модель (представлены форматы на выбор: stl, fbx, glb с текстурами), которую сразу же можно, поворачивая, рассмотреть со всех сторон.

    Наступление эры ИИ во многом перевернет наше представление о рутине и творчестве, что уже произошло с генерацией изображений, видео, а даже программного кода. В среде дизайнеров, режиссеров и программистов это уже прочувствовали. Теперь очередь за триангулированной геометрией и даже CAD – на повестке ближайших лет мэйкеры, малые предприниматели. И даже средние и крупные предприятия так или иначе, охотно или под давлением кардинально меняющейся индустриальной среды, переосмыслят свое представление о созидании, передав машинному обучению часть человеческих полномочий, обязательных до сегодняшнего дня. Человек переходит в статус супервайзера и наблюдателя, от которого потребуется в конечном итоге сделать выбор из тысяч предлагаемых ИИ вариантов. Подобные проекты, об одном из которых пойдет речь в нашем интервью, станут частью интеллектуальных облачных платформ, а обладатели систем для 3D-печати будут гораздо чаще принимать заказы, во многом благодаря стремительно развивающимся сервисам image2cad или prompt2cad.

    Подробно об этом проекте рассказал в интервью Industry3D его основатель Вячеслав Губзанский.

    – Расскажите, пожалуйста, об истории возникновения вашего стартапа. Что вас подтолкнуло к нему: заметное развитие алгоритмов генеративного ИИ и машинного обучения, успехи зарубежных компаний, стремление реализоваться в чем-то новом и интересном?

    Еще на заре становления отечественного аддитивного рынка в далеком 2014 году я занимался развитием собственной торговой марки пластика для печати (филамента) 3D Rocket. Это направление и привело к первому знакомству с 3D-принтерами и их возможностями. Я провел много времени в поисках идеального филамента, прежде чем остановить свой выбор на конкретном производителе/мануфактуре. В ходе печати использовал готовые 3D-модели и ловил себя на мысли, что все это, конечно, достаточно интересная история, но вход в нее человеку с улицы ограничен. Не имея навыков 3D-моделирования, обычный пользователь практически не способен в полной мере использовать возможности 3D–печати. Тогда невольно воображение рисовало картины будущего, в котором пользователь смог бы просто сфотографировать интересующий объект, обработать какой-то неведомой программой у себя в смартфоне, получить 3D-модель и затем отправить ее на печать. На тот момент это казалось несбыточной мечтой, но спустя 10 лет технология ИИ стала способна решить эту проблему.

    – У вас большая команда? Есть ли привлеченные эксперты, и если да, то из каких областей? Сколько времени в день посвящаете проекту?

    Сейчас команда состоит из трех человек. Я – идеолог и руководитель проекта, занимаюсь общими вопросами, опираясь на свой 15-летний опыт управления командой и продуктовой разработки. С его техническим директором Виталием Капрановым мы накопили немалый опыт успешного взаимодействия, работая вместе над другим стартапом. Виталий – айтишник с 10-летним стажем, сильный специалист в области программирования, у него есть практические наработки, связанные с распознанием изображений и другими нужными нам опциями. Третий член нашей команды разрабатывает всю оболочку сервиса.

    Работу над проектом мы совмещаем с текущей: я работаю в компании по производству кабельной арматуры, мои партнеры по стартапу тоже заняты в других бизнесах. При этом, конечно, стараемся по возможности уделять нашему проекту как можно больше времени. У нас также сформировался пул из шести экспертов из сферы АП, с которыми мы наиболее активно советуемся, обсуждаем развитие проекта, и еще создали наше сообщество в Телеграм. В общем, мы идем по классическому пути развития стартапа, ориентируясь на современные технологий и запросы целевой аудитории.

    – Какими компаниями и идеями из схожей ниши вы вдохновлялись? И в чём пошли своим путем?

    Во многом стимулом послужил запуск ChatGPT. После чего уже в январе текущего года стало совершенно очевидно, что мир безвозвратно изменился, и что просто не позволительно оставаться в стороне, не воспользовавшись этим новым окном возможностей. Паззл сложился моментально, это было достаточно органично: берем за основу генерацию 3D-моделей на базе ИИ и адаптируем под 3D-печать. Целью стало создание сервиса именно для мастеров 3D-печати, идея – сделать на базе ИИ максимально полезный и удобный для них инструмент.

    – Пока что при знакомстве с публикациями о вашем проекте в Интернете, а также с материалами вашего сайта, не складывается впечатления о революции в машинном создании моделей для 3D-печати. Ведь сегодня удивить использованием ИИ в IT становится все сложнее: компании борются не за наличие таких инструментов «на борту» своих облачных сервисов, а за премиальные их качества: если уж заменять специалистов, то высококлассных. К тому же ещё далеко не всегда получается с помощью вашего сервиса создать модель приемлемого качества. Однако лояльные подписчики в вашей группе готовы терпеливо ждать и даже платить за тестирование. Значит, подобные инструменты действительно востребованы?

    Мы на данный момент и не заявляем о революционности сервиса. Скорее, можно говорить об уникальности для России. Сейчас, по сути, сервис предоставляет возможность работы с художественными 3D-моделями, позволяя осуществить генерацию по промпту или по изображению, обеспечивая при этом определенный уровень качества.

    – Кстати, сколько уже было обращений за такой услугой?

    Количество обращений, если честно, пока не большое – всего 20 – 30 в день. И в основном из сферы малого и среднего бизнеса – на предмет изготовления брендового мерча, каких-то штучных художественных изделий и т.д. На первом этапе развития проекта – это для нас основная целевая аудитория. Наш сервис дает свободу поиска креативных решений, и да, это привлекает энтузиастов, владельцев 3D-студий и 3D-моделеров.

    В целом же аудитория аддитивщиков восприняла очень тепло появление нашего сервиса. За что им огромное спасибо! Основной посыл их первых отзывов: 3D-модели, которые генерирует наш сервис, в достаточно высокой степени соответствуют пользовательскому запросу по содержанию, по качеству же – максимум на 50% от того, что ожидается от завершенной работы над моделью, еще 50% надо доработать ручками 3D-моделеру.

    Качество модели – это текущий ключевой вопрос. Уже в октябре мы планируем запустить новый алгоритм, который позволит практически 10-кратно увеличить уровень качества генерируемых моделей. Безусловно, процесс улучшения качества должен быть непрерывным и на достигнутом мы не планируем останавливаться.

    Image

    Рис. Новый алгоритм стартапа позволяет в 10 раз улучшить качество 3D-модели, на равных конкурируя по этому критерию с зарубежными сервисами (слева — старый, справа — новый)

    Кроме того, будет реализован долгожданный для наших пользователей функционал для генерации модели по нескольким фото. Когда у нас доступны изображения объекта с разных сторон, нейросети уже нет необходимости много додумывать от себя. Это позволяет генерировать более точные модели.

    Image

    Рис. Генерация 3D-моделей по нескольким фото

    Забегая вперед, кратко анонсирую, что уже в сентябре участникам нашей группы в Телеграм будет сделано уникальное предложение. Мы ценим их лояльность и рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество и позитивное общение. Так что присоединяйтесь.

    Относительно востребованности аналогичных сервисов. На текущий момент все продукты-аналоги обеспечивают примерно одинаковый уровень качества генерируемых 3D-моделей, что, по сути, и является сдерживающим фактором для увеличения их числа и активного их применения конечным пользователем. Как только рынок генераторов изображений ИИ в 3D перешагнет это ограничение, мы увидим прогнозируемый годовой рост глобального рынка в 22%. И безусловно, это не сводится к генерации 3D-моделей только для АП. Геймдев (сокр. англ. games development, GameDev — «разработка игр» — Прим. ред.) с дополненной реальностью здесь займут лидирующие позиции.

    – Расскажите подробнее, как работает ваш сервис с технической точки зрения.

    Наш сервис использует ИИ-модель, которая способна создавать 3D-модель по одному изображению. Если пользователь вводит текстовое описание, мы сначала генерируем изображение с помощью технологии «текст-в-изображение», а затем создаём 3D-модель на основе этого изображения. С текстовыми запросами работать несколько проще, так как пользователи ещё не всегда точно представляют, чего хотят. При работе же с изображениями требуется полная идентичность, что может быть сложной задачей.

    – Вы сегодня полагаетесь в большей степени на искусственный интеллект, на успешное взаимодействии с ним, или все-таки на собственные знания, навыки программирования и т.д.?

    В нашем понимании это, скорее, гибридный подход. Потому как искусственный интеллект в чистом виде, как художник, волен, как говорится, делать что угодно, нам же нужна точность.

    – Планируете ли вы осваивать корпоративный сектор, например, сотрудничать с предприятиями, для которых жизненно важно оцифровывать чертежи или ремонтировать и восстанавливать детали, на которые отсутствует конструкторская документация? Для предприятий важна не художественная ценность и текстуры, а высокая точность модели. С другой стороны, генеративное проектирование по ТЗ инженера предлагает вариации дизайна изделия, подталкивая инженера к созданию новых, более совершенных форм. Насколько глубоко и активно вы смотрите в это направление?

    Безусловно, мы ставим перед собой задачу по расширению функционала, в части работы сервиса с «высокоточным/инженерным» моделированием. Дальше, конечно, будем развиваться, осваивать создание точных моделей со сложной геометрией, тогда сможем расширить охват целевой аудитории, тогда придем и в промышленность. В планах – преобразование 3D-скана (stl) в step формат, редактируемый в CAD программах, а также преобразование конструкторской документации в CAD.

    Реализация этого функционала как раз-таки позволит нам открыть дверь к корпоративному клиенту. Мы сможем рассчитывать на большую долю целевого рынка.

    – Насколько известно, в ваших планах на будущее – также автоматическая настройка параметров 3D-печати, подбор расходных материалов и оптимизация 3D-моделей для конкретных принтеров. Именно это наиболее востребовано потенциальными клиентами из промышленности. А также, по возможности, вариативность предлагаемых моделей. Каким образом планируете решать эти задачи, и какие шаги для этого уже предпринимаете?

    Как и любой живой организм, наш стартап с течением времени обновляет, корректирует свой взгляд и отношение к тем или иным принятым ранее решениям. Летом мы провели достаточно хороший кастдев (сокр. англ. customer development, CustDev — это процесс исследования потребностей и пожеланий целевой аудитории для создания продукта или услуги, которые максимально удовлетворяют ее запросам — Прим. ред.), который показал, что эти опции не являются критичными для представителей отрасли, коллеги нам указали на более приоритетные пути развития функционала, что, разумеется, мы и стремимся реализовать как можно скорее.

    Поэтому мы отошли от этой концепции, но не исключено, что на дальнем горизонте планирования мы снова вернемся к этому вопросу, возможно, уже под другим углом.

    – Давайте с вами пофантазируем. Готовы ли вы стать в будущем площадкой по подобию производственной биржи полного цикла, с выставлением счетов на генерацию моделей, с печатью и логистикой готовых изделий?

    Полет фантазии, конечно, ничто не сдерживает. Но давайте будем последовательны! Уже сейчас мы начинаем активно искать партнерства с различного рода площадками хабами/агрегаторами заказов на 3D-печать. Обсуждаем возможности совместной интеграции  наших сервисов с целью вовлечения конечного заказчика в процесс и популяризации технологии AIPRINTGEN.

    Безусловно, в перспективе видятся дальнейшие этапы развития как трансформация в самостоятельный агрегатор, где действительно может быть реализована и биржа моделей/биржа заказов/логистика/и, может быть, даже защита авторских прав на базе технологии блокчейна, почему нет?

    – На какие технологии аддитивного производства вы сегодня нацеливаетесь? Очевидно, что это могут быть FFF и LCD/DLP. Готовы ли вы работать с множеством других? Вот вы генерируете цветные модели, а для них как раз актуальными могут быть гипсовые и фотополимерные полноцветные модели. В этом случае таким угасающим технологиям в России может быть дана вторая жизнь, ведь селфи-фигурки уже утратили былой хайп.

    Поскольку на данный момент мы отошли от концепции адаптации модели под печать на конкретной модели принтера с выборкой максимально подходящих параметров, то и принадлежность к той или иной технологии печати для нас не является принципиальной. Все проще, мы берем на себя сервис по максимально качественной генерации 3D-модели, а конечный пользователь уже волен решать, как и на чём он её будет печатать.

    Image

    Рис. Итерации работы 3D-моделлера будущего: 1) фотографирование, эскизирование или текстовое описание объекта/субъекта, 2) использование сервисов prompt2cad/image2cad, 3) 3D-печать и постобработка

    – Рассматриваете ли вы свой сервис как глобальный проект с основанием офиса, скажем, в ОАЭ или Китае?

    Безусловно, если бы наш проект не имел потенциала для глобального масштабирования, то, возможно, мы и не стали бы тратить на него свое время.

    Но если отталкиваться от текущих реалий международного инвестиционного ландшафта, то, очевидно, что проект с юридической локацией, отличной от РФ, имеет больше шансов на успех. Вопрос не стоит – ОАЭ или Китай. Можно иметь локацию в ОАЭ и при этом наиболее активно вести работу именно с АТРом.

    Однако мы ощущаем текущий мировой излом на экономические блоки и будем вынуждены относиться к выбору международной локации максимально осмотрительно.

    – Как вы смотрите на развитие сферы АП в России? Ознакомились ли с исследованием КАТ (https://k-at.ru)? Разделяете ли с авторами их оценку динамики развития отечественного рынка?

    Новая реальность, в которой находится Россия, безусловно, послужила существенным толчком для развития внутреннего роста рынка АП. Исследование КАТ наглядно это демонстрирует и с ним сложно не согласиться. Общение и знакомство с докладами участников июньской выставки 3D-TECH подтверждает основной спрос в таких отраслях, как авиация, ракетно-космическая и машиностроение. На фоне этого эксперты отмечают значительное увеличение спроса на услугу реверс-инжиниринга, что также нашло подтверждение в исследовании. Приятно наблюдать положительную динамику и энтузиазм представителей АП.

    Наиболее релевантная для нас диаграмма – это инновации, оказывающие наибольшее влияние на бизнес, она демонстрирует долю ИИ с машинным обучением в 22,2%. Здесь я позволю себе не согласиться с прогнозом. На мой взгляд, трансформация ИИ в части взаимодействия/работы с инженерным 3D-моделированием может быть выше, чем сейчас видится. Что в перспективе может обеспечить долю влияния не менее 30%.

    АТ в РФ безвозвратно отстали от мировых трендов, нас ждет замещение китайскими технологиями, или же есть шанс успешно развивать своё? В каких направлениях?

    Я знаком не понаслышке с отечественным производством и достаточно хорошо представляю, что в нем происходит. К тому же я отдаю себе отчет в том, насколько сложно продвигать хардверные проекты в принципе. Поэтому, конечно, иллюзий, как таковых, нет. Мы для себя уже давно приняли решение полностью уйти в код. Программный продукт легче масштабировать/изменять/развивать. Поэтому, возможно, в разработке прикладных программных сервисов отечественные  представители отрасли смогут найти для себя больше точек роста.

    – Насколько глубоко вы погружены в создание и использование возможностей ИИ в России? На ваш взгляд, мы плетемся в хвосте глобального рынка, или нам есть что показать?

    Локомотив под названием ИИ активно набирает темпы и здесь скорее вопрос не о том, есть ли что продемонстрировать, а о том, чтобы успеть. Успеть вскочить на подножку.

    Использование ИИ на данном этапе – это инновационный путь развития, а любые инновации требуют первичной финансовой подпитки. И если ее своевременно не получить, мы можем найти немалое количество перспективных проектов в долине смерти стартапов.

    – Знакомы ли вы с проектом LEAP71, основатели которого ввели термин вычислительной (алгоритмической) инженерии и очень активно используют возможности ИИ?

    Действительно интересный проект. Но мы с ним не сталкивались. В наш фокус внимания попал другой проект из Франции – Thea по генерации 3D-модели из чертежей на основе ИИ.

    – Собираетесь ли примкнуть к команде Сколково, или ограничитесь грантами фонда Бортника?

    Изначально на данном этапе развития для нас актуален именно фонд Бортника. Затем – привлечение ангельских инвестиций или средств от инвестфонда. Резидентство в Сколково оцениваем для себя более интересным на последующую перспективу в части поддержки участия в международных выставках и дополнительных налоговых преференций.

    – Есть ли у вас свои 3D-принтеры? Какие?

    Китайские аналоги Up. Конечно, с последующим привлечением инвестиций планируем обзавестись высококлассным экземпляром для тестирования наших идей.

    – Какие пожелания, предложения у вас есть для наших читателей?

    Как и прежде, мы всегда открыты для диалога, ваших пожеланий, вопросов, возражений. Только в таком формате взаимодействия можно создать идеальный продукт, объективно полезный и качественный. Кстати, 28 сентября мы примем участие в 3dtodayfest-е (СПБ), всех приглашаем. Будем рады живому общению.

    Заказчик дает карт-бланш

    Как помочь клиенту реализовать все возможности ПЛВ? Какую часть мирового и внутреннего рынка АП будут в ближайшей перспективе занимать технологии наплавки DED? «Самый-самый» продукт – это какой? На вопросы Industry3D отвечает руководитель отделения аддитивных технологий ИЛИСТ СПбГМТУ Константин Бабкин.

    – Почему, на ваш взгляд, при всех известных преимуществах технологии наплавки DED-P до сих пор в РФ она не получила активного применения и почти никто не производит оборудование для этой технологии (но используют «конструкторы» на базе станков с ЧПУ и РТК, а также наплавочных головок чаще импортного производства)? Что в данном случае сдерживает отечественные компании, многие из которых стремятся освоить L-PBF?

    Установка ПЛВ – это нечто большее, чем наплавочная головка, повешенная на промышленный робот или на портальный манипулятор. Для того, чтобы получить годное изделие, требуется решить комплекс проблем, причем не только технических, но и организационных. Это не простая технология с точки зрения создания оборудования и поддержки клиентов. В качестве примера могу привести оборудование фирмы Insstek. Одно время оно было довольно популярно. Такие машины стоят в РУДН, Сколтехе, ЦАТе и некоторых других организациях. Корейцы сделали довольно своеобразное, узкозаточенное, но все же не бесполезное оборудование. Так почему же практически нигде оно сейчас не используется? Все потому, что недостаточно сделать хорошую машину, недостаточно даже ее продать. Нужно сделать так, чтобы, работая на ней, клиент получал стабильную, хорошую, предсказуемую прибыль. Как я уже говорил, ПЛВ – это не простая технология и мало кто, кроме нас, может помочь клиенту реализовать все ее возможности.

    – Часто ли ваш заказчик соглашается на использование отработанных в АП материалов, а не просит разработать технологию на материал, заложенный в КД на изделие?

    Наших заказчиков можно условно разделить на две группы. К первой относятся крупные, известные организации из госкорпораций. Они, как правило, находятся в жестких рамках КД и замена материала почти невозможна. Для нас как для разработчиков каждый новый материал – это, с одной стороны, интересно, а с другой, – несет дополнительные риски. Бывает, что взяв проект под какой-нибудь неизвестный никелевый сплав, (например, Haynes 230), мы обрекаем себя на месяцы технологических экспериментов, подбора режимов термической обработки и механических испытаний. Хотя решение именно таких технологических задач позволяет раздвинуть границы возможного и развить свою компетенцию.

    Вторая группа – это коммерческие компании, для которых экономическая составляющая играет определяющую роль. И тут нужно подсветить важную тенденцию. Не секрет, что количество установок для селективного лазерного сплавления в стране быстро растет. Вместе с этим от года к году увеличивается количество производимых в стране металлопорошковых композиций. При этом любая технология производства МПК дает широкую фракцию – от пылевой до 300 мкм. И если мелкая фракция идет на SLM, то на крупную фракцию такого спроса нет. Наши установки потребляют МПК любой фракции от 20 до 250 мкм, таким образом мы можем использовать отсев, который стоит значительно дешевле. Так, например, сейчас цена порошка нержавеющей стали в рублях меньше, чем 10 лет назад. Да, это касается только узкой номенклатуры популярных сплавов, а какую-нибудь экзотическую черную сталь будут продавать по цене в четыре раза дороже нержавейки. Но если заказчик согласен на предложенный вариант, то стоимость изделий его приятно удивит.

    – Каким вы видите развитие рынка АП по металлам? Какую часть в нем будут занимать технологии наплавки DED (порошок, проволока)? Какие факторы сейчас на него влияют?

    Если проанализировать запросы наших клиентов, то можно выделить несколько трендов.

    За аддитивкой приходят компании, далекие от производственной сферы. Чаще всего это различные производства, эксплуатирующие иностранное оборудование. Для них аддитивные технологии – это палочка-выручалочка, которая должна решить проблему недоступных запчастей. Как правило, у них нет своей механической и термической обработки, они не сильны в реверс-инжиниринге и проектировании. Такие заказчики ищут скорее не оборудование, а надежного партнера, который быстро и качественно будет снабжать их требуемыми деталями. Для нас это вызов, так как требуется нарастить компетенции в области механической и термической обработки, коррозионной стойкости, износостойкости и проектирования различных узлов. И если раньше у заказчика обязательно был конструктор, который мог провести необходимые расчеты, подобрать материал и адаптировать конструкцию под АП, то сейчас эти функции приходится выполнять нам. При этом именно к изделиям, получаемым по технологии ПЛВ, предъявляются жесткие требования. У нас средний размер изделия больше, чем в технологии SLM, следовательно, механическая обработка сложнее. Мы также используем более сложные материалы, чем у WAAM, что обусловливает повышенные требования к работе металловедов, подбору режимов термической обработки различным испытаниям образцов.

    Еще один тренд – к нам приходят новые производственные отрасли, например, заказчики из транспортного машиностроения. С ними легче работать, чем с аэрокосмосом, но они более требовательны к срокам получения результата. Они готовы к более высоким рискам, если высока вероятность быстрого получения качественного результата. Там, где ранее мы месяцами совместно с заказчиком перепроектировали изделия и проводили механические испытания на сотнях образцов с целью доказать качество и повторяемость технологии, сейчас нам дают карт-бланш на реализацию наших идей, требуя в ответ скорость и экономичность.

    – Поговорим о более общих тенденциях в АП. Гигантомания и миниатюризация в печати – это тренд? Как долго, на ваш взгляд, он будет сохраняться? Какие еще тренды в АТ сейчас зарождаются?

    Ни для кого не секрет, что русскому человеку не достаточно просто сделать хороший продукт, важно, чтобы он был «самым-самым». Отсюда тяга к крайностям. Так, наш первый проект, стартовавший 10 лет назад, был заточен под изделие размером 1,5 метра. Потом была веха в 2 метра, потом 3 метра, потом вес изделия в 800 кг. Сейчас у нас в проработке машина под изделия 3,5 метра и 10 тонн весом. Но это все-таки уникальные, единичные решения. Они позволяют двигать технологию вперед, но нельзя излишне на них фокусироваться. Пример 3DLAM показывает, что если не гнаться за гигантизмом, а просто делать отличные небольшие машины, то можно производить их сотнями. Мировые тренды металлической 3D-печати довольно однозначны: больше, быстрее, дешевле. Отсюда и двухметровые послойные принтеры от BLT и Eplus-3D с 36 и более лазерами, и бесконечное количество маленьких машин. 3D-принтеры сегодня выпускаются крупными партиями, и стоимость машин постоянно снижается. С увеличением производства порошка падает его себестоимость, и все больше задач становится целесообразно решать с помощью аддитивных технологий. Сейчас мы находимся внутри этого процесса и, скорее всего, пропустим момент, когда мир вокруг изменится. И только спустя десятки лет историки и аналитики отметят ту точку во времени, когда удешевление технологии запустило волну повсеместного использования АП.

    Если посмотреть на тренды с нашей точки зрения, то для нас очевидна важная тенденция – кардинальное снижение стоимости мощных лазеров. Меньше, чем за пять лет, стоимость, например, 12 кВт лазера упала в 10 раз. Для нашей технологии производительность напрямую связана с мощностью лазерного излучения, и потенциально ее можно увеличить до 5, а то и 10 кг/ч. Да, не на всяком изделии можно утилизировать такое количество тепла, но потенциально, с учетом дешевеющего порошка, ПЛВ может решать задачи изготовления деталей больше 500 кг весом с производительностью, недосягаемой и для WAAM.

    Еще одна глобальная тенденция АП – появление качественно новых продуктов с точки зрения пользовательского опыта. Тут хотелось бы вспомнить компанию Bambu Lab, которая, собрав воедино лучшие наработки в области FDM, предложила качественно новое решение. Лично на меня произвели неизгладимое впечатление легкость и интуитивность работы с их 3D-принтером. Уникальный опыт, когда ты берешь 3D-модель, делаешь буквально пару кликов в слайсере и спокойно идешь по своим делам, зная, что спустя пару часов тебя будет ждать готовая деталь. Работать с таким принтером может даже первоклассник, который, даже не разбираясь в технологии, полимерах и программировании, может нарисовать и распечатать себе складной меч. Понятно, что, как и у любой технологии, у этого оборудования есть свои ограничения, и профессионал может легко их нащупать, но появление Bambu Lab – это сообщение всем разработчикам – мир изменился! Меняйте, адаптируйтесь, думайте о пользовательском опыте, или будете забыты.

    Когда размер имеет значение, но основная ценность – знания. Часть 1.

    Ferrari врывается в аддитивное производство

    Ferrari представила свой новейший суперкар F80, в котором впервые на своих дорожных автомобилях применены конструктивные силовые элементы, изготовленные методом аддитивного производства.

    Ferrari F80 – первый дорожный автомобиль с конструктивными силовыми элементами, изготовленными методом аддитивного производства (Фото Ferrari)

    Независимая подвеска F80 включает в себя двойные поперечные рычаги, активные внутренние амортизаторы и рычаги подвески, созданные методом аддитивного производства. Система активной подвески F80 была полностью переработана и рассматривается как один из образцов передовых технологических решений Ferrari для управления динамикой автомобиля в любых дорожных и трековых условиях. Инновационное решение предлагает ряд преимуществ, включая оптимизированную компоновку, более точное управление колесами, снижение неподрессоренной массы, отказ от антипробуксовочной балки и внедрение специальной функции коррекции угла развала.

    Независимая подвеска F80 приводится в действие четырьмя электромоторами, имеет двойные поперечные рычаги, активные внутренние амортизаторы и рычаги подвески, созданные методом аддитивного производства (Фото Ferrari)

    Система активной подвески отвечает двум, казалось бы, непримиримым требованиям – необходимости очень ровной езды на треке, где колебания высоты подвески должны быть сведены к минимуму, и необходимости эффективно поглощать неровности дорожного покрытия при обычной езде.

    На низких скоростях приоритетом системы является механический баланс и контроль центра тяжести. При увеличении скорости система контроля высоты кузова работает в паре с активной аэродинамической системой, оптимизируя аэродинамический баланс. При резком торможении, например, при вхождении в поворот, система контроля высоты подвески минимизирует колебания, чтобы предотвратить нестабильность, вызванную переносом веса на переднюю часть. При прохождении поворотов система способствует увеличению прижимной силы для поддержания оптимального баланса. При выходе из поворота система противодействует тенденции смещения баланса в сторону задней части автомобиля, поддерживая наилучшие условия для сцепления всех четырех колес с дорогой и устойчивости.

    Верхние поперечные рычаги на F80 изготовлены методом аддитивного производства (Фото Ferrari)

    F80 оснащен гибридной силовой установкой с трехлитровым двигателем внутреннего сгорания V6 и электромотором. Вместе они производят в общей сложности 1200 л.с., что делает его самым мощным дорожным автомобилем Ferrari из когда-либо созданных. Разгон от 0 до 62 миль/ч занимает всего 2,15 секунды, а максимальная скорость достигает 217 миль/ч.

    Когда размер имеет значение, но основная ценность – знания

    Аддитивная технология прямого лазерного выращивания (ПЛВ), по которой заготовки деталей изготавливаются путем лазерной наплавки металлических порошков, сегодня широко востребована во многих сегментах машиностроения, в том числе при производстве высокотехнологичной продукции. ПЛВ – отечественный термин, за рубежом, где лидеры АП стали применять эту технологию намного раньше нас, в ходу несколько различных аббревиатур для ее обозначения,  самые распространенные – DED-P, LENS и DMD. В России работа над установками прямого лазерного выращивания началась достаточно поздно – в 2014 году. Лидером здесь был и остается Институт лазерных и сварочных технологий при Санкт-Петербургском Государственном Морском Техническом Университете (ИЛИСТ при «Корабелке»). Установки ИЛИСТ стали первыми отечественными образцами технологического оборудования для прямого лазерного выращивания крупногабаритных высокоточных заготовок из металлопорошковых композиций. Это обеспечило серьезный научно-технический задел для развития технологий аддитивного производства в России.

    Собеседник нашей редакции – руководитель отделения аддитивных технологий ИЛИСТ СПбГМТУ Константин Бабкин.

    – В публикациях о ваших продуктах упоминается, что в процессе создания линейки установок ИЛИСТ разработчики столкнулись с многочисленными проблемами, связанными с революционностью самой технологии. Пожалуйста, расскажите подробнее об основных проблемах и о том, какие их решения заложены в разработках серии ИЛИСТ?

    В этом году мы отмечаем юбилей. Ровно десять лет назад были начаты работы над технологией прямого лазерного выращивания. Команда разработчиков состояла тогда из двух человек. Сейчас в отделении аддитивных технологий ИЛИСТ занято 36 инженеров и технологов. Оглядываясь назад, можно сказать, что это был тяжелый, напряженный, но в то же время интересный и увлекательный путь. Было много проектов, ошибок, крутых решений, стресса и работы на износ. Но все эти годы важным стимулом было стремление к красоте. Бытует мнение, что эффективные инженерные решения не могут быть не красивыми. Например, такие сугубо функциональные вещи, как ракеты, самолеты или парусные корабли удивительно красивы именно за счет своего технического совершенства. А что может быть красивее, чем наблюдать, как на твоих глазах из пыли и света создается новая деталь?

    За прошедшие десять лет нам пришлось решить бесчисленное множество проблем, и всякий раз поставленные амбициозные задачи заставляли нас копать все глубже. Многие подсистемы, например, технологический инструмент, герметичная кабина или система автоматического управления, переделывались по десять раз. Каждый раз предыдущая итерация отправлялась на выброс и мы, с учетом полученного опыта, начинали всё сначала. Мы доводили оборудование до предела, чтобы выяснить все слабые места и их исправить. В результате каждый компонент установки ПЛВ выверен и отработан.

    Если добавить немного технических подробностей, то начнем с того, что основополагающий принцип построения наших машин – надежность. С самого начала нашей целью были большие, тяжелые изделия. Когда выращиваемая заготовка весит 200 кг., тебе нужна высокая производительность и уверенность, что процесс будет доведен до конца. Если же по прошествии 200 часов работы что-то выйдет из строя и заготовку не удастся спасти, то придется начинать с начала. Возьмем, например, систему подачи металлического порошка. Мы используем ротационные питатели, в которых порошок транспортируется по пневматическому шлангу в струе аргона. За пару тысяч часов работы металлический порошок проедает полиуретановые шланги насквозь, стираются скребки и диски колбы питателя, выходят из строя сопла и фитинги. Какое решение? Менять все расходные компоненты каждую тысячу часов? Это не наш путь. Мы годами экспериментировали, заменяли полиуретановые шланги полиамидными, меняли режим закалки дисков колб питателя и подбирали абразивоустойчивый пластик для скребков. И в итоге добились надежной работы в течении 10 000 часов.

    – Чем уникально оборудование от ИЛИСТ? Какие идеи от мировых лидеров получили в нем свое развитие, а что является эксклюзивом от разработчика?

    Первоначально отличительной особенностью наших машин было использование усовершенствованных промышленных роботов в качестве манипуляторов. Почти все компании, работающие над этой технологией, выбирали манипуляторы на базе линейных осей – Optomec, BeAM Machines, DMG Mori, Okuma, Insstek. У каждого из них есть своя история становления: кто-то производит фрезерные станки и берет его за основу, кто-то собирает манипулятор из подручных компонентов, кто то заказывает разработку в серьезной инжиниринговой компании. Но предпосылки одни – мы хотим получить точное изделие, поэтому нам нужен точный манипулятор, и стандартный промышленный робот с точностью позиционирования до 0.5 мм нам не подходит. При всех плюсах у манипулятора на линейных осях есть одна проблема – его стоимость растет в геометрической прогрессии с ростом размера изделия. Использование современных промышленных роботов позволяет решить эту проблему и получить экономически целесообразное решение для изделий размером до 2 м.

    С самого начала мы фокусировались на больших изделиях, размером до метра и более. А на таких размерах, к сожалению, точность изделия определяется не точностью позиционирования манипулятора, а сварочными напряжениями и умением технолога компенсировать деформации, который могут достигать сантиметра и даже более. Как показала наша практика, робот – практически идеальное решение для установок ПЛВ. Он гибок, неприхотлив, легко интегрируется в герметичные кабины, почти не требует технического обслуживания, прощает небольшие столкновения. При необходимости робот дооснащается дополнительными осями, например, наклонно-поворотными столами или линейными осями, что увеличивает технологические возможности и размер выращиваемых изделий.

    Что касается остальных составляющих наших установок: мы начинали с копирования лучших подходов мировых лидеров, а затем на протяжении пяти лет шлифовали решения, доводя их до идеала. Мы обоснованно можем сказать, что наши технологические инструменты лучше немецких решений. Порошковый питатель обогнал по точности и стабильности подачи оригинал из Швейцарии. Даже система фильтрации инертного газа прошла через восемь итераций разработки, прежде чем принять финальный вид. Техническое совершенство всех подсистем всегда было нашей целью.

    Но если говорить про эксклюзивные решения, то главное кроется не в технике. Самое ценное, что мы предлагаем нашим клиентам, – наши знания в области создания сложных изделий. И я сейчас говорю не только про обучение работе на оборудовании и созданию управляющих программ. Мы с удовольствием делимся нашими процессами, чек-листами, процедурами. За последние пять лет у нас сформировалась система, включающая не только сам процесс выращивания, но полный комплекс действий, направленных на получение результата: входной контроль порошка, отработка режимов, перепроектирование изделий под возможности нашей технологии, компенсация деформаций, создание техмоделей и управляющих программ, контроль геометрии, термическая обработка и испытание образцов-свидетелей. В нашем видении все эти составляющие взаимосвязаны и перемежаются контрольными операциями. Именно эта система и является тем эксклюзивным решением, которое мы предлагаем нашим клиентам. Да, освоение нашего подхода требует ресурсов, но результат того стоит.

    – Пожалуйста, расскажите подробнее о созданной для установок ИЛИСТ системе автоматического управления. Легко ли ее освоить инженерам компаний-покупателей вашего оборудования?

    Наша система управления состоит из двух частей. Для управления самим манипулятором мы оставили оригинальный контроллер робота. Это проверенное годами решение, которое разрабатывали высококлассные инженеры. Даже с учетом нашего опыта сложно предложить что-то более удобное и надежное. Плюс это максимально упрощает обучение – если оператор знаком с любым промышленным роботом, он очень быстро освоит работу на нашей машине. Что и говорить, если сегодня даже в колледжах учат управляться с подобными системами. Вторая часть – консоль управления, тут, наоборот, максимальным образом вложено наше понимание работы на машине. Консоль построена на базе большого сенсорного экрана, на который выводится видео с коаксиальной камеры, и вся необходимая информация о технологических параметрах процесса и состоянии оборудования. Качество интерфейса обеспечено участием операторов и технологов в разработке программного обеспечения. Более того, в нашей практике – и включение программистов в смены для работы на оборудовании, чтобы отлавливать не только ошибки, но и случаи, когда ПО используется не так, как задумывал разработчик.

    – Как вы относитесь к гибридному производству на основе АТ? Каковы на сегодня его основные преимущества и уязвимости? Над устранением каких уязвимостей вы сейчас работаете?

    Под гибридным производством обычно понимают сочетание аддитивного технологического процесса и какого-либо вида механической обработки в рамках одной установки. В качестве примера приведем установку DMG Mori Lasertec 65 Hybrid, которая сочетает функционал пятиосевого фрезерного обрабатывающего центра и установки прямого лазерного выращивания. По замыслу разработчиков, это позволяет в рамках одного станка получать из металлического порошка полностью готовое изделие. Однако наш опыт показывает, что этот подход не всегда работает. Если производится большой объем наплавки, то внутри изделия формируется напряженно-деформированное состояние во время кристаллизации наплавляемого металла. При последующей механической обработке часть напряжения снимается вместе с удаляемым материалом, а оставшееся перераспределяется, вызывая коробление обрабатываемой детали. Поэтому практически все заготовки после выращивания обязательно проходят через термическую обработку для снятия напряжений, и уже потом механически обрабатываются. Ну а если мы сняли выращенную заготовку со станка для отправки в печь, то нам уже без разницы, ставить ли ее обратно в гибридную машину, или же использовать специализированное оборудование. На практике мы выяснили, что гибридная машина стоит дороже и работает хуже, чем две специализированных единицы – обрабатывающий центр и установка ПЛВ.

    Когда же гибридное производство имеет смысл? В первую очередь, в ремонтных операциях, когда за один установ нужно снять некоторый объем металла, потом наплавить новый и провести черновую обработку. Объем наплавки относительно небольшой и проблем с короблением меньше. Ну и финишную обработку можно провести после термической. Вторым развивающимся направлением является дооснащение существующего фрезерного станка (часто трехосевого) аддитивной функцией. В качестве примера можно привести компанию Meltio, которая в том числе производит и продает такое оборудование.

    Мы не были бы сами собой, если бы не попросили нашего собеседника также поделиться собственным экспертным мнением об особенностях технологии DED-P, трендах и перспективах рынка АП в целом. Ответы на эти вопросы читайте во второй части интервью.

    Заказчик дает карт-бланш. Часть 2.

    Как 3D-печать предприятие спасла: (CASE) Печать на Volgobot A4 PRO PA66 GF-30

    0

    Добрый день, дорогие друзья!

    В целях повышения узнаваемости нашего оборудования и бренда, мы решили выпустить ряд коротких статей под названием: «Как печатать на Volgobot A4 PRO: @Filamentname», которые будут знакомить читателей портала с возможностями нашего оборудования, и рассказывать случайным пользователям в каких целях 3D-печать может применяться.

    Мы затронем следующие темы:

    1. Как наше оборудование справляется при печати с различными материалами;
    2. Какие настройки для печати определенными материалами мы используем;
    3. В некоторых случаях будем приводить конкретный пример (своего рода кейс) с информацией о том, какая была проблема у заказчика, как мы её решили с помощью изделий распечатанных на нашем оборудовании, и какую экономическую выгоду получил заказчик.

    1. Пару слов об оборудовании.

    Итак, касательно оборудования: напомню, что наш 3D-Принтер Volgobot А4 PRO имеет АКТИВНУЮ ТЕРМОСТАТИРОВАННУЮ КАМЕРУ.

    Что это значит ?

    Это значит что: помимо закрытого корпуса (кого еще можно удивить его наличием ?) у нас встроен специальный нагреватель, который поддерживает равномерную температуру до 120° С по всему объему камеры с погрешностью +/- 3° С.

    Что это дает ?

    Это дает: возможность печатать большие и монолитные детали почти всеми доступными термопластами и эластомерами, с уменьшенной усадкой, И! лишает головной боли наших клиентов, которую они испытывают при печати, на принтерах с открытой конструкцией. Поэтому в рамках своих статей мы будем касаться параметров печати для активной термокамеры.

    2. Входные данные.

    Клиент в лице завода представляющего легкую промышленность имеет станочный парк, состоящий преимущественно из советских ткацких станков 50-70 гг. прошлого века. Само по себе оборудование хоть и является устаревшим, но в полной мере выполняет свою функцию. Ключевой же проблемой в использовании оборудования данного типа является – отсутствие доступных запасных расходных деталей. Ранее это решалось посредством своего ремонтного отдела состоящего из старого термопластавтомата, ветхих пресс-форм и пожилых хранителей заводских тайн и технологий производства в условиях практически полного отсутствия какой-либо документации и нормоконтроля. По мере ухода работников отдела на пенсию, перед предприятием встал серьезный вопрос: «А что дальше?». Данная организация обратилась к нам с вопросом: «Как современные технологии производства способны решать подобные проблемы?». В процессе обсуждения было выявлена острая потребность в разработке свыше десятка различных номенклатур изделий, и сегодня мы расскажем об одной из них.

    Имея оригинальную деталь (на фото) мы выяснили ее недостатки.

    Данное изделие было выполнено из PA-6 литьем под давлением, но ввиду несоблюдения правильной технологии литья – изделие получалось с непроливами и имело в себе воздушные раковины. Данные недостатки в значительной мере сказывались на работоспособности изделия. Срок его службы составлял порядка от 2 недель до 2 месяцев, а общее количество необходимых изделий составляло 30 штук (на 1 станок по 1 штуке). Проанализировав режим работы изделия – было необходимо найти материал, способный противостоять ударным нагрузкам и высокой абразивной стойкостью, в результате испытаний лучше всего показал себя материал PA-66 GF-30 от Filamentarno.

    Напомню, что данный материал является композитом на основе PA-66 (Полиамида-66) с 30% добавлением стекловолокна.

    3. Предварительная подготовка.

    1. Из-за крайне высокой абразивности филамента рекомендуется иметь специальное, рубиновое сопло, поэтому не забываем установить его. Особенно будьте аккуратны при настройке уровня рабочей платформы. Твердость не равна прочности и зачастую ведет к хрупкости, поэтому есть риск отколоть кончик сопла.
    2. Так же материал крайне гигроскопичен, поэтому перед печатью его необходимо хорошо просушить. В идеале стоит использовать дополнительную сушилку для филамента, в которой есть возможность подачи филамента сразу в принтер. Если же её не имеется можно просушить филамент прямо в камере принтера.

    Отправляем пластик в принтер и выставляем температуру: щадящим режимом будет 80-90°С в течение 3-4 часов.

    В процессе работы мы также проверили можно ли упростить или усилить изделие и обнаружили, что можно 2 паза объединить в 1. Для любых других деталей это будет неразумных, однако для печатных деталей это лучше так как волокна кладутся вдоль паза не прерываясь между ними. Что лучше сказывается на общей устойчивости к механическим воздействиям

    Итого габаритные размеры модели составляют:

    Длина – 350мм; Ширина – 60мм;Высота– 16мм; Масса изделия ≈170г; 4. Настройки печати. Диаметр сопла = 0,8мм Высота слоя = 0,4мм; Высота первого слоя = 0,4мм; Ширина линий = 0,8мм; Количество линий стенки = 30 . Так как наш заказчик хочет делать функциональные изделия, то с помощью этой настройки мы обеспечим монолитность детали за счет полной укладки периметрами. Температура экструдера = 340° С; Температура термокамеры = 110° С; Скорость печати = 45мм/c; Скорость печати стенок = 45мм/c; Ретракт = 6мм; Скорость ретракта = 60мм/c; Охлаждение = отсутствует; Тип прилипания к столу = Кайма; Дополнительное поле подложки = 5мм; Итак, настройки заданы, остаётся только разобраться с адгезивом, ведь всем известно, что Полиамид обладает плохими адгезионными свойствами. В решении этой проблемы нам помогут наши руки. Для начала легким движением левой руки мы наносим адгезив от Filamentarno, а затем легким движением правой руки разогреваем стол до 200 ° С. (второе конечно же исключительно ради подстраховки) 5. Результат. Результат печати можете наблюдать на своих экранах :

    Как видите модель нигде не отлипла, и прекрасно напечаталась. Для снятия модели с подложки достаточно снять её с магнитов и просто изогнуть.

    Теперь несем модель на производство, и пробуем установить на станок.

    Как видите изделие встало четко на свое место. Оценить условия эксплуатации изделия можно по видео ниже. Ссылка на видео: https://youtu.be/V3po02dyhm8

    6. Экономический эффект. Наша компания изготавливает данные изделия для этого завода за 2480 р за единицу.

    Компании оно обходилось примерно за 1900 р за единицу.

    Работоспособность нашего изделия составляет 4 месяца, что в 2 раза дольше «оригинального». При этом всем, благодаря стабильной технологии изготовления срок службы более предсказуем. Также отсутствует необходимость иметь литьевое оборудование, рабочее помещение и складское с сотнями номенклатур изделий для оснастки и людей отвечающих за всё это.

    Пишите в комментариях ваше мнение касательно выполненных работ и статьи в целом. Актуальную стоимость оборудования можете узнать обратившись к нашим менеджерам.

    А теперь мы вынуждены прощаться! Пользуйтесь качественным оборудованием и успехов в ваших начинаниях!

    Что-то с памятью стало…

    0

    В развивающемся мире аддитивного производства металлов (АП) сплавы с «эффектом памяти» формы ЭПФ (англ. Shape Memory Alloys, SMA) вызывают значительный предметный интерес благодаря своим нестандартным качествам. Самым ярким примером на поле АП можно назвать успешно применяемый никель-титановый сплав нитинол, который способен после деформации восстанавливать свою первоначальную форму при нагреве. Эта суперспособность открывает беспрецедентные возможности для таких отраслей, как авиастроение, космонавтика, медицина, автомобилестроение и робототехника, где решающее значение имеют высокая точность и адаптация.

    Сплавы с ЭПФ — это класс «умных» материалов, способных восстанавливать свою первоначальную форму после деформации, вызванной изменением температуры (эффект памяти формы — Shape Memory Effect, SME) или механическим напряжением (сверхэластичность). Эта уникальная способность обусловлена обратимым фазовым превращением между двумя твёрдыми фазами — аустенитом и мартенситом. Сплав с ЭПФ фиксируют в исходной форме, которую он и «запоминает», затем подвергают отжигу при 500˚ С.  В процессе отжига образуется неупругая твёрдая высокотемпературная фаза сплава — аустенит. При последующем охлаждении образца формируется упругая, легко деформируемая низкотемпературная фаза — мартенсит. При последующей деформации и нагреве сплава атомы образуют аустенитную решётку, и форма образца восстанавливается.

    Сплавы с «эффектом памяти» нашли множество применений – в медицине, в устройствах автоматического включения/выключения, регуляторах. Например, пружинная шайба из такого сплава для болтовых соединений не даёт увеличиваться переходному сопротивлению при эксплуатации электрического контакта.

    Распространённые ЭПФ в аддитивном производстве:

    1. Нитинол — никель-титановый сплав (NiTi). Материал известен своей высокой биосовместимостью, коррозионной стойкостью и сверхэластичными свойствами. Нитинол широко используется в биомедицинских имплантатах и аэрокосмических приводах.
    2. Сплавы на основе меди (Cu-Al-Ni, Cu-Zn-Al). Это достаточно экономичные альтернативы NiTi, обладающие хорошими свойствами памяти формы и используемые в тех областях, где приоритетна низкая стоимость.
    3. Сплавы на основе железа (Fe-Mn-Si). Отмеченные высокой прочностью и усталостной прочностью, эти сплавы подходят для конструкционных применений.
    4. Сплавы Ni-Ti-Hf-Zr SMA обеспечивают работу в более широком диапазоне температур (от -100°C до 300°C) и большую стабильность размеров, прочность, чем любой другой сплав с ЭПФ, представленный на рынке. Применяется в аэрокосмической, автомобильной, биомедицинской и прочих отраслях.

    Image

    Рис. Виды сплавов с ЭПФ

    Рассмотрим преимущества использования ЭПФ в АП металлов:

    1. Гибкость проектирования. Программное обеспечение под возможности АП позволяет создавать сложные геометрические формы, которые трудно изготовить с помощью традиционных методов производства. Это особенно полезно при работе с ЭПФ, поскольку их свойства можно оптимизировать путём управления микроструктурой с помощью известных методов AП – селективного лазерного плавления (СЛП/LB-PBF) или электронно-лучевого плавления (ЭЛП/EB-PBF).
    2. Кастомизация и прототипирование: благодаря сплавам с ЭПФ можно быстро создавать прототипы и изготавливать изделия на заказ, что очень важно для таких отраслей, как авиастроение, космонавтика, медицина.
    3. Экономия материалов. Процессы АП зачастую минимизируют отходы материала за счёт его послойного добавления, что очень важно при работе с дорогими материалами ЭПФ, в том числе с нитинолом.
    4. Расширенные функциональные возможности. Благодаря использованию «эффекта памяти» формы и сверхэластичности изделия могут иметь встроенные возможности срабатывания и демпфирования при определённых условиях, что делает их идеальными для применения в робототехнике и адаптивных аэрокосмических конструкциях.

    Когда сто́ит применять сплавы с ЭПФ в аддитивном производстве:

    1. Аэрокосмические компоненты:
    • приводы/актуаторы и адаптивные конструкции. ЭПФ-материалы могут применяться для производства лёгких и отзывчивых приводов для самолётов, которые адаптируют свою форму в ответ на внешние раздражители, повышая аэродинамическую эффективность и экономию топлива. Например, ЭПФ-актуаторы на основе NiTi можно использовать в трансформирующихся крыльях, которые меняют свою форму во время полёта для оптимизации характеристик.
    • системы терморегулирования: ЭПФ могут служить в качестве чувствительных к температуре компонентов в системах терморегулирования для спутников, изменяя свою форму для эффективного управления теплоотдачей.
    1. Биомедицинские имплантаты:
    • стенты и ортодонтические устройства. Биосовместимость и сверхэластичность нитинола делают его идеальным материалом для производства саморасширяющихся стентов, которые могут сжиматься при установке, а затем расширяться для поддержки кровеносных сосудов. Аналогичным образом, ортодонтическая проволока для зубных дуг на основе ЭПФ оказывает постоянное давление в течение долгого времени, снижая необходимость в частой настройке.

    Image

    Рис. Графическое представление установки стенда в артерию

    • устройства для фиксации костей. Печатаемые винты из ЭПФ-материалов и пластины могут соответствовать сложным костным структурам, обеспечивая более эффективные и персонализированные варианты лечения.
    1. Роботизированные актуаторы:
    • мягкая робототехника. ЭПФ совершают революцию в области мягкой робототехники, предлагая материалы, способные обеспечивать сходное с мышцами управление. Например, проволока из нитинола может быть напечатана на 3D-принтере для использования в роботизированных захватах, которые регулируют силу и форму захвата в зависимости от объектов, с которыми они работают.
    • медицинская робототехника. В малоинвазивных хирургических роботах компоненты ЭПФ обеспечивают точные, контролируемые движения, снижая агрессивность хирургических процедур.
    1. Автомобильные компоненты:
    • компоненты, реагирующие на температуру. Приводы на основе ЭПФ могут быть интегрированы в автомобильные системы климат-контроля, регулируя поток воздуха в зависимости от изменения температуры. Кроме того, пружины из ЭПФ материалов могут использоваться в системах безопасности автомобилей, таких как раскладывающиеся бамперы, которые активируются при ударе.
    1. Энергетические и экологические применения:
    • интеллектуальные сети и датчики. Сплавы с ЭПФ могут использоваться в интеллектуальных сетях для динамического управления нагрузками, оптимизируя распределение энергии. Они также играют роль в создании чувствительных датчиков, которые могут подстраиваться под изменения окружающей среды, предоставляя данные в режиме реального времени для принятия более эффективных решений.

    В качестве подробного примера рентабельного производства изделий из нитинола с помощью АП можно привести печать артериальных стентов. Они представляет собой трубку из проволочной сетки, которая действует как каркас, удерживая артерию открытой и восстанавливая нормальный кровоток в области, где образовались бляшки. Такие стенты должны решить две ключевые проблемы: введение во время операции и способность сохранять первоначальную форму в течение длительного времени.

    Раньше нитиноловые стенты изготавливались из спиральной, плетеной или трикотажной проволоки, но в местах, где проволока пересекалась, толщина стенок увеличивалась. Сегодня большинство из них изготавливаются из бесшовных нитиноловых микротрубок, из которых лазером вырезают сетчатые конструкции. Стенты, вырезанные лазером, требуют обработки поверхности посредством кислотного травления или электрополировки для удаления зоны термического воздействия, оставшейся в результате лазерной резки, и создания слоя оксида титана, который противостоит коррозии и делает устройства более биосовместимыми.

    Используя аддитивную технологию L-PBF/SLM можно создавать индивидуальные конструкции артериальных стентов, лучше подходящих для каждого пациента.

    Сплав нитинола на 55% состоит из никеля, и такое содержание никеля способствует температуре трансформации материала, температуре, которая вызывает возврат материала в первоначальное состояние. Для этих саморасширяющихся стентов трансформация должна происходить при температуре около 37°C. Никель имеет низкое давление паров по сравнению с титаном, и он может испаряться под действием лазера. Если какая-то часть никеля будет утеряна при печати, то это изменит соотношение никель-титан, и температура трансформации полностью изменится. Поэтому очень важно правильно подбирать параметры для работы принтера, а также термическую постобработку. Также стенды обычно строятся вертикально, поэтому каждый угол геометрии составляет не менее 45 градусов, и это помогает обходится без использования поддержек.

    Image

    Рис. Артериальные стенты из нитинола, построенные вертикально практически без поддерживающих структур (CSIRO)

    Однако при несомненной перспективности применения сплавов с ЭПФ, существует и ряд проблем, требующих решения:

    1. Высокая стоимость материалов: сплавы с ЭПФ, особенно нитинол, являются дорогостоящими. По этой причине для минимизации потерь материала требуется оптимизировать производственный процесс.
    2. Сложность обработки: нежелательные фазовые превращения могут происходить в материалах при работе с такими технологиями, как ЭЛП и ЭЛП, что часто будет приводить к внутренним напряжениям и снижению характеристик материала. Контроль этих параметров крайне важен для поддержания желаемых свойств памяти формы и сверхэластичности.
    3. Финишная обработка поверхности и необходимость в постобработке: результатом АП часто являются поверхности с высоким уровнем шероховатости. Для улучшения качества поверхности и лучшей биосовместимости требуется проведение постобработки. Для решения этой проблемы можно использовать такие методы, как электрохимическая полировка или лазерная обработка поверхности.
    4. Проблемы масштабируемости: несмотря на то что АП отлично подходит для создания прототипов и для мелкосерийного производства, масштабирование для массового производства может быть дорогостоящим и технически сложным из-за специфических требований ЭПФ-материалов.

    Практические рекомендации:

    1. Оптимизация: используйте передовые инструменты моделирования для оптимизации параметров АП для работы со сплавами с ЭПФ, например, мощность лазера, скорость сканирования и ориентация деталей в камере построения. Это позволяет уменьшить количество дефектов и улучшить свойства материала.
    2. Сотрудничество с материаловедами: взаимодействуйте с ними для разработки индивидуальных составов сплавов с ЭПФ, отвечающих конкретным требованиям. Изменение микроструктуры сплава с помощью АП может значительно улучшить его свойства.
    3. Постобработка: используйте важную и ответственную постобработку, такую как термообработка и финишная обработка поверхности.
    4. Используйте гибридные подходы к производству: сочетание АП с традиционными субтрактивными методами может помочь преодолеть некоторые ограничения АП, такие как качество обработки поверхности и масштабируемость.
    5. Контроль качества: разработайте строгие протоколы контроля качества для мониторинга и управления микроструктурными характеристиками и механическими свойствами деталей.
    6. Нормативные требования: для таких отраслей, как медицина и аэрокосмическая промышленность, соблюдение отраслевых стандартов и норм имеет решающее значение. Регулярно консультируйтесь с регулирующими органами и обновляйте свои процессы в соответствии с меняющимися требованиями.

    Выводы

    Сплавы с памятью формы представляют собой важную часть развития технологий АП, и имеют большой потенциал роста, позволяя производить сложные и ответственные компоненты для многих отраслей промышленности. Понимание практического применения, преимуществ и проблем, связанных с использованием сплавов с ЭПФ в АП, позволит стимулировать инновации, оптимизировать производство и сохранить конкурентное преимущество в этой быстроразвивающейся области. При стратегическом планировании и постоянной оптимизации сплавы с ЭПФ могут помочь раскрыть новые возможности в разработке, функциональности и адаптивности в АП металлов.