Среда, 10 сентября, 2025
spot_img
    Среда, 10 сентября, 2025
    Домой Блог Страница 20

    Качество сопоставимо, цена демократичнее

    0

    Тестирование впервые произведённого в России материала для 3D–печати завершили в Корпорации развития Зеленограда (ГБУ «КРЗ»). По итогу успешных испытаний полиамид PA12 для 3D–печати по SLS-технологии изделий из пластика, разработанный в лаборатории московской инновационной компании, поступил в продажу. Прежде на отечественном рынке в этом сегменте имелись только зарубежные аналоги полиамида.

    Пилотные испытания центра прототипирования КРЗ подтвердили, что конечные изделия, изготовленные путём 3D–печати с применением отечественной новинки, не отличаются по своим физико-механическим свойствам от зарубежных аналогов. При этом стоимость российского материала ниже европейских аналогов минимум на 25%.

    «Наши сотрудники приступили к испытаниям полиамида 12 для SLS-технологий российского производства в апреле этого года. Во время тестирования мы порекомендовали производителю внести в изначальную версию материала более 50 изменений перед поступлением новинки в продажу», — рассказал генеральный директор ГБУ «КРЗ» Владимир Зайцев.

    Специалисты КРЗ определили необходимые параметры для использования нового материала на производстве: температуру нагрева, время работы лазера, мощность передачи энергии лазера, скорость сканирования и др. При этом в центре прототипирования продолжат испытания материала на бессрочной основе для улучшения и выпуска следующих модификаций новинки.

    ГБУ «Корпорация развития Зеленограда» (КРЗ) — подведомственная организация Департамента предпринимательства и инновационного развития Москвы. КРЗ курирует 4 отраслевых кластера Москвы: «Микроэлектроника», «Новые материалы», «Робототехника» и «Спортивная индустрия». ГБУ «КРЗ» помогает предпринимателям с бесплатным поиском помещений под аренду, публикует предложения заказчиков и исполнителей на «Бирже контрактного производства», создаёт прототипы изделий на 3D-принтерах и выступает площадкой для программы пилотного тестирования Агентства инноваций Москвы. Стартапы столицы получают льготную аренду и консультации в бизнес-инкубаторе корпорации.

    Получить дополнительную информацию вы можете в пресс-службе Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы по электронному адресу dpir-press@mos.ru.

    <#pcat#2531#15#3#0#>

    Дайджест #6. Июль 2024

    0

    Июль 2024 года — лучшее время для самообразования, изучения значимых для российской промышленности новостей об аддитивных технологиях. Редакция Индустрии3Д прикладывает все усилия, чтобы российский читатель оперативно получал максимально полезную информацию.

    Наш секрет прост и сложен одновременно. Наши статьи — это коктейль из технологий, для приготовления которого мы используем только лучшие и проверенные ингредиенты. Отыскать и отфильтровать самое качественное и интересное — не тривиальная задача. Однако мы намеренно выбрали для себя этот тернистый путь, ведь наша цель — осведомление и настройка на передовые российские и глобальные решения топ-менеджмента предприятий. Если ваши руководители ещё не читают нас, — срочно исправьте это:).

    Середина лета нас воодушевила и расширила горизонты нашего вещания. Мы слушали, давали экспертную оценку и рассуждали на тему промдизайна, инженерии, строительства, разработки отечественных жемчужин, рассказывали о завидных кейсах и даже о неудачных примерах управления компаниями… Нас и исследование КАТ сегодня цитируют популярные издания с большой армией подписчиков: Монокль, Коммерсантъ, Аддитивные технологии. Говорят же, что аддитивное производство — это настоящая Вселенная. Постигайте её с нами — бескомпромиссным ресурсом по промышленным аддитивным технологиям с собственным экспертным мнением.

    За семь месяцев работы новой редакции над проектом Индустрия3Д мы многое для себя поняли, сплотили вокруг нашего ресурса энтузиастов и соратников, смогли убедиться в пристальном внимании конкурентов, но самое главное — нашли свой стержень и убедились в правильности выбранного курса.

    Сегодня мы вступаем в новый этап развития нашей команды, у нас появляются проекты, которые мы намерены также успешно развивать. По этой причине мы чуть-чуть реже будем с вами встречаться на площадке нашего ресурса, но оставляем за собой право высказывать своё экспертное мнение в отношении самых интересных и перспективных идей. Помогайте нам в этом, предлагайте темы для публикаций, становитесь блогерами. Мы ждём всех, но публикуем лучших!

    Забрать новый номер еДайджеста.

    ОБЗОР фотополимерной технологии|Кто хочет узнать про фотополимеры?|Аддитивный ликбез

    Фотополимерная 3D-печать является одной из ключевых технологий в области аддитивного производства, которая использует свет для отверждения жидких фотополимеров, создавая трехмерные объекты с высокой точностью и детализацией.

    Для того чтобы интересно и подробно рассказать о фотополимерной печати я отправился в гости к компании HARZ LABS, где и познакомился с руководителем промышленного направления Павлом Курдюмовым. Настоящий специалист и любитель своего дела согласился стать гостем в нашем новом аддитивном ликбезе про фотополимерную 3D-печать и технологию SLA. 

    Кто хочет узнать про фотополимеры? Кратко и подробно рассказываем в этом выпуске –  ОБЗОР фотополимерной технологии|ТОП 15 вопросов о фотополимерах|Аддитивный ликбез

    А ещё поностальгируем по всеми известному шоу).

    А также для наших зрителей мы подготовили приятный сюрприз – РОЗЫГРЫШ фотополимерного принтера Anycubic Photon M3. УСЛОВИЯ КОНКУРСА подробно указаны в закрепленном комментарии под выпуском!

    Желаем удачи в розыгрыше и приятного просмотра!

    Главный выбор – технологический суверенитет

    «Технологический суверенитет: как добиться технологической независимости производства» — этой теме будет посвящён воркшоп, который пройдёт 1 августа на площадке Московского цифрового завода. Организует его Бизнес-клуб первых лиц — сообщество выпускников программы обучения «Лидеры производительности» Центра повышения производительности.

    Условия достижения технологического суверенитета, препятствия на этом пути и способы их преодоления ещё с середины 2010-х годов входят в топ тем отечественной деловой повестки. В последние годы сохранение конкурентоспособности отечественной индустрии стало для России одним из основных вызовов, а в условиях изоляции это уже во многом вопрос выживания. Создание собственного технико-экономического блока, обладающего экспортным потенциалом и способного обеспечить импортозамещение критически важных ресурсов и средств производства — одно из ключевых условий достижения технологического суверенитета. Но во главе угла здесь даже не технологии: для того чтобы их выбор был оптимальным, а внедрение — успешным, сегодня требуется смена уровня представлений, т.е. когнитивного уровня. Ведь сколько ресурсов уже было потрачено впустую в попытках внедрить некие лучшие кейсы и практики, выстрелившие в определённой среде и при определённых условиях, но в силу разных причин совершенно неподходящие для местных реалий! Когнитивный суверенитет — это способность, без оглядки на привычные паттерны и распиаренные тренды, отделять то, что вам действительно нужно, оттого, что вам навязано извне с помощью агрессивного маркетинга. Такой выбор — зона ответственности именно первых лиц компаний. В этом плане задача воркшопа — помочь им сделать этот выбор в сфере аддитивных технологий. И не случайно площадкой для него выбран именно Московский цифровой завод — первый в своём роде проект по развитию аддитивных технологий в России, совершивший значительный прорыв в развитии АП и вносящий существенный вклад в импортозамещение и достижение технологического суверенитета страны.

    Участники воркшопа — владельцы, руководители и топ-менеджеры промышленных компаний обсудят вызовы и ключевые проблемы технологической зависимости, узна́ют о лучших практиках предприятий по обеспечению технологической независимости, ознакомятся с современными подходами и инструментами на основе применения аддитивных технологий. Их также ждёт дискуссия о технологическом суверенитете и роли первого лица компании в принятии стратегических решений.

    В каких отраслях промышленности применяют аддитивные технологии и какие задачи при этом решает бизнес? Как выбрать технологию аддитивного производства из десятков для конкретного бизнеса и производственной программы? Как Московский цифровой завод помогает в решении задач по импортозамещению? Детальные ответы на эти вопросы участникам встречи помогут получить эксперт программы «Лидеры производительности» Павел Биленко, генеральный директор «НПО 3Д-Интеграция» Михаил Родин, генеральный директор и учредитель компании «СПИН» Евгений Копылов, руководитель продуктового направления селективного лазерного сплавления компании AM.TECH Павел Ладнов.

    Image

    Принтер Лерто: трудный путь к простоте

    Недавно мы рассказывали о компании Лерто и её инновационном продукте — строительном 3D-принтере для печати бетоном по технологии сухой подачи смеси, позволяющем вывести 3D-печать бетоном на новый уровень. При этом мы лишь вскользь коснулись, безусловно, в первую очередь интересной коллегам-аддитивщикам темы особенностей и преимуществ его применения. «Лерто» с языка Эсперанто переводится, как «навык». И даже здесь основатель и изобретатель Алексей Розов подошёл к названию своего «корабля» более чем осознано, заложив в него ДНК постоянного совершенствования благодаря приобретаемому опыту и навыкам команды разработчиков и пользователей. В сегодняшней публикации Алексей расскажет нам о своём технологичном детище, а также поделится своими соображениями на счёт того, как же должна развиваться и выглядеть инновационная, печатная, строительная отрасль.

    Что нами движет? В основе культурного кода компании Лерто лежит созидательная деятельность с целью сделать жизнь людей гармоничнее и комфортнее. Согласитесь, здесь многое зависит от качества того пространства, где люди живут, работают, отдыхают. Строительные принтеры — это инструмент, с помощью которого будут создаваться пространства будущего. И в этом плане возьму на себя смелость утверждать: Лерто — это больше, чем просто удобные 3D-принтеры. Концепт Лерто — это продуманная на годы вперёд экосистема, где принтер — лишь первая ступень к вершине.

    Image

    Однако как известно, всё познаётся в сравнении. Эта статья — о том, как печатают на стройках сейчас, с какими сложностями приходится сталкиваться пользователям строительных принтеров на практике, и как концепт Лерто решает эти проблемы.

    Архитектурные возможности

    В первую очередь 3D-печать — это про эксклюзивные формы, бионическую архитектуру зданий, уникальный ландшафтный дизайн. И если грамотно использовать преимущества печати, то мы получим красивый функциональный дизайн зданий и пространств с целесообразной экономикой процесса. Но сейчас строительная печать сфокусировалась на печати несъёмной опалубки типовых коробок целиком большими принтерами, которые печатают внутри себя. В результате в силу особенностей техпроцесса печатная архитектура всё больше похожа на традиционные формы с прямыми стенами, с которыми она не может конкурировать в цене, поскольку дешевле и быстрее возвести типовую коробку из тех же газоблоков.

    Принтер Лерто печатает тонкими слоями изделия скульптурного качества, это позволяет печатать смелые углы нависания и лучшую детализацию, что позволяет планировать лучшую архитектуру, впечатывать орнамент интерьера, ниши под мебель и светильники, усложнять форму стены, формируя вентилируемые фасады и ниши под железобетонный каркас и утеплитель. Таким образом, футуристическая архитектура, высокая точность и впечатанные элементы выводят аддитивное строительство на совершенно новый уровень экономической целесообразности.

    Image

    Комплектация принтеров

    Как печатают принтеры портальной конструкции? Из специального силоса сухая смесь поступает в смеситель, из которого насос качает жидкий бетон по шлангу. Шланг крепится к роботу-руке, на которой закреплён экструдер. В блоке расположены драйверы приводов руки. Из-за большой мощности, необходимой для замешивания бетона, его прокачки по шлангу и перемещения тяжёлых элементов принтера в пространстве весь комплекс требует подключения к сети 380 вольт.

    В принтере Лерто весь этот комплекс встроен в единую автоматическую систему замешивания смеси с водой и автопромывки. Работает от обычной розетки 220В. Его очевидные преимущества — доступность сетей и низкое энергопотребление.

    Погодные условия – печать на улице или в цехе?

    Погода вносит существенные коррективы в график работ на улице. Обильные осадки, сильный ветер, заморозки, палящий зной — всё это ведёт к прерыванию работы 3D-принтера, иногда на много дней.

    При благоприятных условиях за строительный сезон один уличный принтер может напечатать 6 зданий в 80 — 100 квадратных метров. Значит, строительная компания должна иметь ресурсы на шесть земельных участков, фундаментов, стен, крыш, комплектов окон и дверей для закрытия теплового контура. Зимой — ресурсы на внутреннюю отделку и оснащение шести объектов. И такой же объём средств для обеспечения работы на следующий год, пока эти шесть домов продаются.

    Лерто принтер печатает элементы зданий и сооружений в стабильных условиях закрытого помещения круглый год по префаб технологии, где один оператор управляет четырьмя принтерами. В месяц четыре принтера выдают домокомплект 100 квадратных метров. Таким образом, за год можно напечатать 12 зданий.

    Большой портальный принтер или компактный?

    Все строительные принтеры печатают внутри себя, и поэтому их размер больше печатаемого изделия. Большой размер неизбежно приводит к большой массе конструкций, в свою очередь, требующих высокой мощности приводов. Большая масса с высокой мощностью мотор-редукторов несёт потенциальную опасность обслуживающему персоналу.

    Также для печати больши́м портальным принтером необходимы большие финансовые и трудозатраты и в ряде случаев — высокие компетенции персонала. Доставка огромного принтера на стройплощадку, его монтаж, калибровка, последующий демонтаж — всё это дорого и трудоёмко.

    Лерто принтер компактный не просто так. Первое, что понимает пользователь после начала печати, что бетон — тяжёлый. Если мы печатаем круглый год в комфортном помещении, то логичнее печатать небольшие формы, которые удобно транспортировать. А для их печати зачем нам громоздкий сложный принтер?

    Лерто — коллаборативный робот, потому что движущаяся часть у него лёгкая, моторчики невысокой мощности с обратной связью, и если сталкивается с препятствием, то встаёт на паузу и не сможет нанести вред человеку. Принтер Лерто выполнен по SCARA кинематике и печатает рукой манипулятором рядом с собой. Его легко перевозить и просто монтировать.

    Четыре принтера Лерто займут столько же места, как один портальный. Зона печати — полуцилиндр диаметром 4,8 метра. Высота печати любая и ограничивается только потолком здания. По стоимости одного большого строительного можно купить несколько принтеров Лерто, где один оператор управляет сразу четырьмя принтерами. Удобно, выгодно и несколько экструдеров всегда производительнее, чем один.

    Image

    Смеси для печати

    Чем печатают уличные строительные принтеры? В этой части важно начать с конца. Вы напечатаете здание 100 квадратных метров с внутренними перегородками. У вас уйдёт 60 тонн смеси для принтера, и это без учёта пенобетона, который заливается в простенок после печати. шестьдесят тонн — это три фуры, которые будут завезены на объект до печати и разгружены краном вокруг строительной площадки. В процессе печати сначала в смеситель будете носить мешки со смесью с ближайшего поддона, а потом придётся перетаскивать от дальних поддонов, либо использовать грузоподъёмную технику для логистики и облегчения физического труда. В любом случае вручную перенесёте 60 тонн. Есть, конечно, вариант изготавливать смесь для печати на объекте, но для этого надо завезти отдельно цемент, песок, добавки и, взвешивая каждый компонент, замешивать бетонную смесь. Такой подход снижает затраты на материал, но сильно увеличивает трудоёмкость и зависимость от человеческого фактора.

    Image

    Лерто принтер создан для печати любой смесью из ближайшего строительного магазина. Благодаря нашей разработке проточного бетоносмесителя-экструдера принтер может замешивать очень густую бетонную смесь, за счёт чего расширяется номенклатура пригодных для печати смесей. Это, в свою очередь, снижает конечную стоимость продукции и повышает конкурентоспособность 3D-печати.

    Производительность труда и человеческий фактор

    3D-печать сопряжена с большой длительностью технического процесса. Потому все бизнес-модели по аддитивному производству основаны на фермах из множества 3D-принтеров. И только строительные принтеры пытаются сформулировать бизнес-модель, основанную на одном принтере, который печатает внутри себя дома на улице и обслуживается бригадой минимум из двух человек. Этим работникам достаётся трудоёмкий процесс подготовки, само́й печати и грязный процесс промывки всего комплекса оборудования в конце печати. А в некоторых принтерах необходимо ещё и регулярно вручную загружать бетон в бункер.

    Image

    Компания Лерто решила эту проблему за счёт высокой автоматизации процесса, где принтер сам замешивает и промывается, один оператор может управлять сразу четырьмя принтерами, печатая в комфортных условиях круглый год. Что повышает производительность и культуру труда.

    Схватываемость бетона

    Уличные строительные принтеры замешивают бетонную смесь в отдельном устройстве и прокачивают её по шлангу в экструдер. Для этого они должны сделать бетонную смесь пластичной (текучей) для прокачки по шлангу, но после выдавливания напечатанный слой должен держать форму (не растекаться) и держать на себе последующие слои. Чтобы добиться этого, операторы стараются затворять бетон минимальным количеством воды и добавляют пластифицирующие добавки. Густая бетонная смесь повышает давление в шлангах, что повышает нагрузку на привод насоса и увеличивает износ геротора, а химические добавки увеличивают стоимость. Также таким принтерам приходится печатать большой периметр, чтобы слой бетона успел схватиться, либо, если речь идёт о небольших изделиях, печатать по одному слою по всей зоне печати, потом возвращаться к печати второго слоя начиная с первого изделия.

    Как мы решили эту проблему? Сначала немного теории. Водоцементное отношение (В/Ц) — отношение массы воды к массе цемента. Это одно из базовых понятий бетоноведения, применяется для прогнозирования свойств цементного теста, цементного раствора, бетона. Минимальное количество воды, необходимое для гидратации цемента (примерно 25% от массы цемента или В/Ц = 0,25), не способно обеспечить пластификацию строительного раствора или бетона до консистенции, пригодной в практических целях. Любое количество воды, добавленное к цементу сверх необходимого для гидратации, приводит к уменьшению прочности цементного камня (строительного раствора, бетона). При прочих равных условиях водоцементное отношение определяет прочность бетона.

    Благодаря уникальному проточному бетоносмесителю-экструдеру собственной разработки принтер Лерто может затворять сухую смесь минимальным количеством воды и при этом способно экструдировать максимально густую смесь с минимальной пластичностью бетонного теста.

    Риски растрескивания бетона

    Усадка бетона — это естественное уменьшение объёмов застывшего или застывающего бетонного раствора. Усадочный процесс происходит постепенно и непрерывно на всех этапах «созревания» бетона. Во время усадки в затвердевающем массиве могут возникать трещины, а сам бетон подвергается опасности превратиться в хрупкий крошащийся известняк. Чем крупнее изделие, тем больше внутренних напряжений в нём возникает.

    Это одна из причин, почему принтеры Лерто печатают небольшие изделия в цеховых «тепличных» условиях, что снижает риск растрескивания. Также ускорить созревание бетона можно с помощью пропарочной камеры, что невозможно в уличных условиях.

    Управление принтером

    Каждый уличный строительный принтер имеет шкаф управления с экраном управляющего контроллера или подключённым к нему компьютером, что привязывает оператора к конкретному месту, с которого он может осуществлять контроль и управление.

    WiFi web control Лерто принтера даёт возможность удалённого управления, где высококвалифицированный персонал может управлять с любой точки мира, а работники на местах обслуживать оборудование

    Нюансы конструкции

    У громоздких строительных 3D-принтеров есть проблема. Из-за их большого размера проводка у них исчисляется сотнями метров. Для удобства монтажа в нужных местах её размыкают и ставят штепсельные разъёмы. В процессе перемещения экструдера по координатам провода складываются и раскладываются тысячи раз за одну печать, что усугубляется погодными условиями — перепадами температур и влажности. Всё это влечёт за собой сбои в работе принтера. Металлические конструкции принтеров ещё и подвержены коррозии, они особенно уязвимы в уличных условиях.

    Корпус принтера Лерто выполнен из алюминия и полимеров. Он не подвержен коррозии, долговечен. Пластик колерован на весь объём. Значит, нет риска сколов, и отслоения краски и царапины не бросаются в глаза. Алюминиевые детали мы не красим, что снижает итоговую стоимость машины. Принтер Лерто имеет минимальную длину проводки, у него нет штепсельных разъёмов, вся электросистема спаяна. Принтер поставляется в сборе. После монтажа остаётся только вставить вилку в розетку 220 В. и начать печать.

    Image

    Масштабирование

    Большие строительные принтеры состоят из ферм. Это облегчённые пространственные конструкции, способные держать нагрузку. В собранном состоянии строительный принтер занимает целую фуру. Конструкция принтера привязана к определённому конструктиву, а зачастую к конкретному производителю ферм. Производителю принтеров для поставки в дальние регионы необходимо организовать доставку объёмного груза, а для организации дополнительного производства в других странах нужно полностью копировать всё производство или адаптировать чертежи под местного производителя ферм.

    Как мы решили эту проблему?

    В первую очередь мы ориентируемся на российский рынок, но проектировали свой принтер с прицелом на создание его производства в любой точке мира, потому в конструкции используем материалы и технологии, доступные повсюду.

    А принтеры мы печатаем на принтерах. Компания Лерто имеет собственную ферму фотополимерных принтеров, на которых печатаются детали принтеров для печати бетоном.

    Девиз конструкторского отдела Лерто: «Лучшая деталь — отсутствие детали». Конструкторы проектируют деталь максимальной сложности. Корпус получает промышленный дизайн, нишу под редуктор с посадочными местами под подшипники и сальники, каналы для смазки, отверстия для сборки и ниши под закладные гайки, пазы для уплотнителя и даже индивидуальный идентификационный номер с указанием даты производства. Всё это в одной детали 3D-модели, которая хранится на сервере компании с множеством независимых бэкапов. Потому, когда бы ни понадобилось повторить деталь, мы можем напечатать из архива именно её.

    Традиционными методами её не повторить, а изготовить заново — непомерно дорого. Наше преимущество в том, что мы не внедряли аддитивные технологии в действующее производство, а при открытии компании начали проектирование под область печати конкретных принтеров.

    Фотополимерная печать ускоряет разработку, повышая интенсивность итераций. Через полгода после выхода первого промышленного образца мы производим версию 1.3, в которой есть некоторые элементы 8 версии. Так, с высокой динамикой повышается надёжность и внедряются новые функции.

    Czinger 21C вырывается на свободу ради рекордов

    0

    Фестиваль скорости в Гудвуде 2024 (Goodwood Festival of Speed) года стал запоминающимся событием не только для поклонников гонок и красивых автомобилей, но и настоящим торжеством инноваций для компании Czinger Vehicles и приверженцев технологий аддитивного производства.

    Всем давно известно, что в Czinger Vehicles, основанной в 2019 году генеральным директором Кевином Цзингером и главным операционным директором Лукасом Цзингером, активно используют 3D-печать, доводя объём напечатанных деталей до «безумства». От этого у многих просто «едет крыша», а другие расстаются с более чем 2 миллионами долларов ради того, чтобы иметь в своем распоряжении артефакт будущего.

    Однако, воздав должное семейном дуэту, перейдем к конкретике. Итак, флагманский гиперкар Czinger 21C 14 июля 2024 года стал самым быстрым серийным автомобилем всех времён, разрешённым для дорожного движения, на легендарном маршруте GoodwoodHillclimb, побив рекорд в гонке Timed Shootout с впечатляющим результатом в 48,82 секунды. Управляемый опытным пилотом-ветераном Крисом Уордом Czinger 21C преодолел подъём на холм длиной 1,16 мили с 9 поворотами.

    Czinger 21C — это чудо современной автомобильной инженерии, сочетающее в себе инновационный дизайн и самые современные технологии. В основе идеи 21C – уникальная гибридная трансмиссия, объединяющая двигатель V8 с двойным турбонаддувом мощностью 950 л. с. и три электродвигателя, обеспечивающие суммарную ошеломляющую мощность в 1350 л. с. Такая установка позволяет гиперкару разгоняться от 0 до 60 миль в час всего за 1,9 секунды и легко бить рекорды скорости.

    Что отличает Czinger 21C, так это использование передовых технологий 3D-печати и всё объединяющей адаптивной производственной системы (DAPS) от Divergent Technologies, включающей машинное обучение и искусственный интеллект. Шасси и многие элементы напечатаны из сплава Bio-Logic, также для некоторых деталей исходные материалы включают углеродное волокно, что и даёт возможность проектировать и производить высокооптимизированные конструкции для максимальной эффективности в использовании. Такое сочетание передовых материалов и инновационных технологий проектирования позволяет 21C достичь беспрецедентного уровня эффективности шасси и динамики автомобиля.

    Стать частью инноваций с Czinger Vehicles также пожелали и такие известные автомобильные бренды, как Bugatti, McLaren, Aston Martin, Mercedes-AMG, а также ещё одна немецкая и одна итальянская компания по производству спортивных автомобилей. «На самом деле это шесть наших основных компаний, для которых мы являемся поставщиком первого уровня, обеспечивая цифровое проектирование и производство конструкций, чего больше никто на планете не делает», — говорит Кевин Цзингер. И это только в автомобильной отрасли!

    Отличная работа Криса Уорда и команды Czinger Vehicles очень ярко продемонстрировала потенциал будущего развития автомобильной промышленности. Показатели 21C в Гудвуде стали свидетельством стремления компании расширить границы возможного в проектировании и производстве автомобилей.

    Компания Czinger Vehicles быстро утвердила себя в статусе новатора в секторе высокопроизводительных автомобилей. Ви́дение компании выходит за рамки простого производства гиперкаров; её цель — революционизировать весь производственный процесс. Используя запатентованные технологии и инновационный подход к дизайну, Czinger Vehicles устанавливает новые стандарты в отрасли.

    Кевин Цзингер, основатель и генеральный директор, подчеркнул значимость достижений компании, заявив: «21C существует как доказательство того, что становится возможным, когда «кандалы» традиционного производства снимаются и открывается свобода создавать, оптимизировать и совершенствовать. Будьте готовы к нашим новым рекордам!». Эта философия очевидна в рекордных характеристиках 21C и более широких амбициях компании по расширению использования различных видов транспорта, включая воздушные, наземные, морские и космические транспортные средства. Успех 21C — это не просто победа на трассе, но и взгляд в будущее высокопроизводительной техники.

    Авторская адаптация пресс-релиза.

    Как помочь детали не напрягаться

    Механическая обработка является ценным дополнением к проволочной наплавке, утверждает Big Metal Additive. Компоненты самолётов с топологической оптимизацией иллюстрируют улучшение эксплуатационных характеристик деталей в результате механической обработки в процессе их изготовления. Компания Big Metal Additive на своей площадке в Денвере, штат Колорадо, использовала возможности собственной разработки — системы WAAM/Arc-DED (W) для производства экспериментальных, топологически оптимизированных компонентов самолетов для ВВС США. Удивительно, но одна из самых зарегламентированных отраслей прониклась эффективностью АТ, и, заручившись поддержкой опытных инженеров, смогла добиться перепроектирования алюминиевых деталей с неизбежным сокращением массы и количества деталей в узлах по сравнению с классическим проектированием и производством. В результате инженеры военной авиации сконцентрировались на создании оболочковой формы проволочной наплавкой, а про механообработку из большой заготовки или литьё в ХТС напрочь забыли, ведь к хорошему быстро привыкаешь. Однако полностью отказаться от механообработки не получилось, поэтому гибридный принцип получения изделий на сегодня является одним из самых востребованных способов получения сложной продукции. Если вы захотите сравнить деталь после наплавки и дополнительно подвергшуюся фрезерной механообработке снаружи и внутри (там, куда сможет проникнуть фреза), то вторая выиграет за счёт уменьшения толщины стенок (с 1/4 дюйма вышли на 1/10 дюйма), что повлечёт сокращение веса, но самое главное — это увеличение износостойкости, что является ключевым для подобного рода применений.

    Image

    Этот проект и технология имеют ряд положительных последствий для стандартизации использования проволочной наплавки в создании конструктивно сложных и легковесных конструкций для самолетов. Кто знает, может недалеко то время, когда и гражданские самолёты будут серийно оснащаться подобными секционными компонентами. Заслуга Big Metal Additive в том, что они не стали придумывать велосипед, и сосредоточились на ПО и технологии, а модуль со сварочной головкой «повесили» на фрезерный портальный станок с пятью осями и роботизированный манипулятор, которые живут в двух мирах: аддитивном и субтрактивном. Инноваторы быстро освоили новое для себя направление. Открытием для Big Metal Additive, но не для инженеров-расчётчиков, стал факт того, что механообработка с получением поверхностей с минимальной шероховатостью серьёзным образом снижает концентрацию напряжений, и, как следствие, усталостную долговечность.

    В результате такого «открытия» гладкий компонент обрёл более длительный срок службы с 30 000 до более 2 миллионов циклов! Вот так АП совершенствуется и отвоёвывает свой кусок пирога у традиционной промышленности.

    Авторская адаптация.

    Мышление инженера

    0

    «Ъ-Наука» поговорил с Михаилом Родиным, генеральным директором НПО «3D-Интеграция», о том, что такое аддитивные технологии, при чем здесь итальянский скульптор и как можно интегрировать промышленные 3D-решения в производство.

    Image

    Рис. Теплообменник, спроектированный с помощью вычислительной инженерии с возможностями ИИ. Фото: LEAP71

    — Что такое аддитивные технологии?

    — Национальный стандарт дает достаточно емкое определение аддитивному производству, называя его процессом изготовления деталей, который основан на создании физического объекта по электронной геометрической модели путем добавления материала слой за слоем. Общее понятие аддитивного производства исходит из глубины веков и означает метод создания объектов синтезом, выращиванием или добавлением материала. Сюда же можно отнести кирпичную кладку, кулинарию и даже часть терраформирования, отвечающую за создание холмов. В более привычной субтрактивной модели производства материал, наоборот, слоями удаляется с заготовки до получения нужной формы. «Я беру камень и отсекаю все лишнее», — говорил скульптор Микеланджело Буонарроти.

    Очередной популярный термин — 3D-печать — обычно отождествляется с электронным взаимодействием между ЭВМ и 3D-принтером, то есть символизирует цифровой интерфейс между разработчиками моделей и устройствами, синтезирующими детали из определенного материала.

    — В чем принципиальные отличия аддитивных технологий и традиционного производства?

    — Очевидно, что сами по себе аддитивные технологии подобны спичкам или зажигалке, которые чудом могли оказаться на необитаемом острове у выживших после кораблекрушения. И если на острове нет деревьев и хвороста, то грош цена источникам огня. Однако если есть то, что может гореть, они могут стать одним из средств для выживания.

    Чтобы лучше себе представить сферы и отрасли применения этих технологий, следует обратиться к имеющимся постулатам и опыту сравнения с классическими или традиционными технологиями. Самое главное отличие сводится к самому процессу: традиционные станки выбирают материал из заготовки, а 3D-печать позволяет наращивать материал только там, где он нужен, по инженерным расчетным моделям. Попробуйте объединить детали сборки в одну, а затем оптимизировать ее с помощью ИИ до получения бионической формы, для облегчения веса заполнив ее тело ячеистыми пространственными структурами, и вы поймете, что свобода проектирования по-настоящему стала возможна только с приходом аддитивных технологий. Отсюда логично предположить, что отходов при таком производстве гораздо меньше.

    Недостатки тоже имеются. Например, далеко не всегда на 3д-принтерах можно получить деталь необходимого качества поверхности по чертежу. Напечатанной заготовке потребуется провести финишную постобработку ответственных поверхностей. Будьте готовы к тому, что от технологии и технолога-аддитивщика будет зависеть в конечном итоге качество тела детали: от качества проковки до неудовлетворительной задачам проекта пористости. Ну и, конечно, массовое производство с трудом удается аддитивным технологиям: все-таки с оснасткой и скоростями традиционных станков это сделать гораздо проще. Даже несмотря на то, что 3д-принтеры могут выполнять несколько операций одновременно, включая мультиматериальность за один цикл построения.

    — Как, на ваш взгляд, это направление будет развиваться в дальнейшем?

    — С каждым годом список приверженцев аддитивных технологий, сфер и отраслей их применения расширяется. Достаточно лишь одного раза, успешного проекта, и конструкторское бюро, цех машиностроительного производства, литейное производство, клиника, фаблаб, вуз, НИИ, общеобразовательная школа, кулинарный дом обретут в лице этих технологий верного соратника с бесконечным потоком идей. Вот некоторые из таких «поклонников»: авиастроение и авиационное двигателестроение, медицина и стоматология, космонавтика и ракетостроение, автомобилестроение, техническое обслуживание и ремонт, ОПК и многие другие.

    В правительстве уже убедились, что отечественные аддитивщики в труднейшей для этой сферы ситуации не сдались, выстояли и продолжают развиваться, несмотря на то что они относительно молоды, в чем-то даже наивны, не имели достаточной финансовой подушки безопасности в последние непростые годы, но вместе с тем решительны, дерзки и амбициозны. Российские реалии, в которых мы все находимся, меняют жизнь продвигающих аддитивную повестку компаний, и мы с каждым днем становимся независимее и сильнее. И теперь уже — с опорой на новые меры господдержки. Президентом России подписан закон, создающий правовые основы для разработки мер стимулирования развития инжиниринговых услуг и промышленного дизайна. Теперь компании из этой сферы смогут рассчитывать на господдержку, а производители получат качественные услуги по проектированию заводов, разработке дизайна и созданию прототипов. Готовится к открытию разработанная

    Image

    Рис. Оценка перспективного объема рынка аддитивных технологий в России в горизонте до 2027 года, млн руб.

    Минпромторгом РФ новая программа субсидирования части затрат заказчиков на покупку российского инженерного и промышленного софта, а также поддержки заказчиков программно-аппаратных комплексов для ускорения программ цифровизации. Экосистеме российского софта для аддитивки уже есть что предложить.

    Да, многие промышленные предприятия пока осторожничают с внедрением цифровых технологий, сетуя на недостаток финансов и отсутствие квалифицированных кадров. И это в определенном смысле объективные причины. Но также работает и человеческий стоп-фактор: топ-менеджмент многих компаний согласен на риски только при условии получения быстрого результата в виде крутого роста прибыли, работать на перспективу в течение условных пяти лет они не готовы. Да и далеко не все в регионах вообще знают о существовании на рынке нужных им цифровых решений. Здесь чувствуется в том числе недоработка интеграторов технологий 3D-печати.

    Событие, произошедшее весной 2024 года, можно назвать эпохальным для отечественной аддитивки. Клуб аддитивных технологий представил результаты проведенного им масштабного комплексного исследования российского рынка технологий аддитивного производства. Аналитике подверглись 3D-принтеры, 3D-сканеры, материалы, а также центры 3D-печати. По оценке экспертов, за 2022–2023 годы рынок вырос на 60,1% и составил 15,5 млрд руб.

    Можно с уверенностью сказать, что большие возможности аддитивных технологий и высокие темпы их роста создают новую производственную реальность, когда основным ограничением является не функционал и «продвинутость» технологического оборудования, а мышление инженера. Если же инженер умеет проектировать аддитивные детали, а также активно использует оптимизационную алгоритмическую инженерию, то такой симбиоз не оставляет никаких шансов традиционным технологиям, особенно для сложных деталей. Государственное регулирование и достаточное количество российских технологий и ассортимента оборудования из проведенного исследования дают нам надежду на технологический суверенитет отрасли уже в самое ближайшее время.

    Подготовлено при поддержке экспертов НПО «3D-Интеграция»

    Источник.

    Зона печати – стройка

    Как гласит мировая история АП, первый строительный 3D-принтер появился ещё в 1939 году благодаря Уильяму Уршелю. Он вместе с соратниками напечатал первое бетонное здание в Вальпараисо, штат Индиана. За последующие 85 лет технологии в этом сегменте, безусловно, ушагали далеко вперёд. Однако, судя по тому, что за эти десятилетия в городах мира не выросли кварталы и жилые массивы, возведённые посредством 3D-печати, аддитивному производству в этом сегменте до сих пор не удалось составить конкуренцию традиционной кирпичной и крупнопанельной стройке.

    Сейчас ситуация меняется. В том числе потому, что на стороне аддитивщиков от строительства теперь играют автоматизация, роботы, искусственный интеллект и другие драйверы современной индустрии. Дело за тем, чтобы, грамотно их используя, вырваться за рамки считавшихся до сих пор непреодолимых ограничений для АП в строительной отрасли. Серьёзный шаг в этом направлении сделала компания «Лерто», резидент «Сколково», создавшая инновационный строительный 3D-принтер для печати бетоном по технологии сухой подачи смеси, где автоматический бетоносмеситель встроен в экструдер. Принтер Лерто выведен на рынок, где он пользуется всё более широким спросом. Собеседник редакции Industry3D — изобретатель, основатель компании «Лерто» Алексей Розов.

    – Расскажите о том, как вы пришли к идее создания принтера Лерто.

    – Если кратко — опытным путём. Мы напечатали два здания большими принтерами портальной конструкции в полевых условиях, осознали на практике все минусы этой технологии и поняли, почему строительная 3D-печать стоит на месте в течении 10 лет, не считая соло-проектов от энтузиастов.

    Image

    Исходя из нашего четырёхлетнего практического опыта мы проанализировали, что мешает разумному внедрению технологии 3D-печати в строительную отрасль, на основе чего продумали концепт и Лерто-принтер, что, как мы надеемся, сдвинет строительную 3D-печать с мёртвой точки.

    – А можно поподробнее о том, что препятствует использованию АП на стройках?

    – Строительная печать загнала себя в ловушку тем, что сфокусировалась на печати несъёмной опалубки большими принтерами, которые печатают внутри себя. В чём подвох?

    Печатая дом целиком, они получают длинный периметр. Для увеличения производительности есть два пути: увеличить скорость перемещения экструдера, тем самым сократив время прохождения периметра, либо увеличить высоту слоя, тем самым уменьшив количество периметров в одном этаже. Но с увеличением скорости им приходится уменьшать фигурность и детализацию, потому что на поворотах большие принтеры вынуждены замедляться из-за их большой массы, а после их прохождения снова ускоряться. Потому печатная архитектура всё больше похожа на традиционные формы, с которыми она не может конкурировать в цене. В итоге мы получаем застой в аддитивном строительстве, а принтерами пользуются, как дорогими игрушками.

    Для 3D-печати зданий и сооружений сейчас в основном используются принтеры портальной конструкции, монтируемые на стройплощадке. И здесь одна из основных уязвимостей — зависимость этой технологии от погодных условий. Россия — северная страна с долгой зимой и частыми затяжными дождями в более тёплые времена года. А летом палящий зной, бывает, не даёт выходи́ть днём из укрытия по нескольку дней подряд. Всё это препятствует печати бетоном на улице. Например, на объекте осталось работы всего на один день, чтобы допечатать здание, но здесь погода портится, и стройка встаёт. Сильный ветер — не печатаем, жара — тоже нет, ночные заморозки — могут испортить печать и требуют затрат на добавки в бетон. В результате простаивает дорогостоящее оборудование, без дела сидит бригада, сроки работы на следующем объекте отодвигаются. Эти риски превращаются в затраты, что снижает эффективность принтера и увеличивает сроки его окупаемости.

    И сама технология очень трудоёмкая, неэкологичная и небезопасная для работников. При этом производители принтеров не афишируют, скорее, зачастую скрывают трудоёмкий процесс подготовки, само́й печати и необходимость промывки всего комплекса оборудования в конце печати — а попробуйте-ка справиться с налипшим застывающим бетоном! К тому же в некоторых принтерах необходимо регулярно вручную загружать бетон в бункер. Таким образом, многие из тех, кто приобрёл это оборудование, не вникнув в процесс, часто после первой же печати разочаровываются, выставляют б/у принтеры на продажу…

    – Чем в этом плане принципиально отличается принтер Лерто?

    – Портальные принтеры замешивают бетон в одном устройстве, затем перекачивают его по шлангу другим устройством, затем третьим выдавливают, формируя изделие. Роборука такой машины сложна в управлении, требует специальной подготовки работника. В принтере Лерто весь этот комплекс встроен в единую автоматическую систему замешивания смеси с водой и автопромывки. То есть, он сам подаёт сухую смесь в печатающую головку, затем замешивает бетон в носике прямо перед выдавливанием. После печати промывает сам себя опять же в автоматическом режиме всего одним литром воды. Оператору вручную надо промыть только носик (сопло) принтера. Работает наша машина от обычной розетки 220В. В помещении, где печатают на принтерах Лерто, всегда чисто. Тот малый объём отходов отстаивается в ведре. После чего чистая вода сливается, а осадок утилизируется как твёрдый отход.

    Image

    Принтер Лерто печатает не на улице, а в стабильных цеховых условиях круглый год. Мы имеем дело не с длинным периметром печати, а изготавливаем отдельные небольшие элементы будущих сооружений по префаб технологии, где один оператор управляет четырьмя машинами. Изготовленные компактные формы можно легко доставить, куда требуется.

    Наш принтер выполнен по SCARA кинематике и печатает рукой-манипулятором рядом с собой. Поставляется он в сборке. Все провода спаяны и подключены. После монтажа остаётся только вставить вилку в розетку и начать печать. Принтер Лерто легко перевозить и просто монтировать.

    Таким образом, мы действительно вывели 3D-печать бетоном на новый уровень. И теперь на нашу технологию серьёзный спрос, мы уже загружены предзаказами на четыре-пять ближайших месяцев. И это притом, что нашей компании сейчас всего год!

    – И что особо радует – это ведь отечественная разработка! А компоненты вашего принтера – тоже российские, или…?

    – Принтер Лерто мы стараемся проектировать из компонентов российского производства. Алюминиевые профили, листовой алюминий, подшипники, сальники, метизная группа – всё принципиально отечественного производства. Есть элементы, которые пока не удалось заменить, и их мы вынуждены закупать у дружественных стран. В целом же стремимся к технологической независимости.  

    Свои принтеры печатаем на принтерах. Для этой цели мы сразу выбрали фотополимерную печать, как основу, благодаря чему у нас такие лёгкие, и такие инновационные принтеры. Сейчас уже выпускаем вторую версию принтера, при этом некоторые узлы этой машины прошли огромное количество модернизаций, порой, доходящее до восьми. Да, не каждая последующая версия этих узлов была лучше предыдущей, но для нас здесь ценен сам опыт: если обновление получилось чуть хуже того, что было раньше, значит, в этом направлении дальше не идём, развиваем то, где напрашиваются улучшения.

    Image

    – Софт у вас свой или покупной?

    – Программное обеспечение Лерто – это адаптированный open source, что позволяет использовать передовые разработки мирового уровня, то есть автоматически ПО принтеров Лерто регулярно обновляется. Например, у Лерто появился Телеграм-бот, при этом компания не потратила на его разработку ни одного человеко/часа.

    Есть компании, которые разрабатывают платы управления для 3D-принтеров под конкретную прошивку. Лерто использует для своих принтеров топовые платы этих компаний, не тратя время и средства на их разработку. Динамично внедряя самые передовые разработки мирового уровня.

    WiFi web control даёт удалённое управление принтерами, где высококвалифицированный персонал может управлять с любой точки мира, а работники на местах – обслуживать машины.

    – На оборудовании чьего производства печатаете свои принтеры?

    – Полимерные машины у нас китайские, на этот момент у нас просто не было реальных альтернатив. В позапрошлом году вышел Anycubic, самый большой из домашних принтеров, а в прошлом году мы закупили партию этих машин и создали у себя полимерную студию.

    Image

    Там изначальное требование — высокая культура производства. И когда к нам приезжают партнёры, клиенты, — а в последние месяцы это случается минимум два раза в неделю, — гости всегда удивляются, насколько там у нас всё чисто, аккуратно, как удачно всё продумано. В студии смонтирована вытяжка рекуперации, там легко дышится, не пахнет смолами. Впечатляет гостей и автоматизация бизнес-процессов, CRM-система, видеонаблюдение. Рабочие файлы у нас хранятся на собственном сервере. На каждой детали, которую мы для принтера производим, свой порядковый номер, дата производства. И если вдруг у кого-то из клиентов случайно сломается какая-то деталь, он просто находит в базе её номер, ставит нас в известность о поломке, указав её номер, и мы в любой момент напечатаем точно такую же и ему высылаем. И даже если человек через три года купит наш б/у принтер, он всегда сможет без проблем его восстановить с нашей помощью до работоспособного состояния.

    – Кто и для чего ваши принтеры покупает? Проектные, архитектурные бюро или строительные организации? Кто сейчас ваш основной клиент?

    – Сначала скажу о тех, кому мы стараемся не продавать принтеры. Бывает, обращаются к нам люди, ещё только помышляющие об открытии собственного бизнеса, которым со стороны показалось, что технология печати бетоном — это очень просто, и с помощью нашего принтера он вмиг обогатится. Таким объясняем, мол, нет, это так не работает, принтер — это не волшебная палочка. И обычно разубеждаем. Нам ведь тоже неинтересно, чтобы такой пользователь, обанкротившись через несколько месяцев, потом обвинял в своих неудачах наше оборудование, подрывая его репутацию.

    Image

    Совсем другой разговор, когда к нам обращается компания, которая уже несколько лет, а иной раз даже и десяток лет, занимается малыми архитектурными формами, имеет ра́звитое производство и налаженный сбыт, и теперь хочет расширить свой ассортимент. Такие клиенты покупают у нас сразу четыре принтера и учат одного оператора ими управлять. И затем успешно внедряют у себя эту технологию. Мы, кстати, стимулируем покупку именно четырёх принтеров, потому что это максимально эффективно для работы.

    – А насколько сложно освоить такое же производство, как у вас? Были ли попытки перекупить у вас технологию? И, кстати, она запатентована, ваша интеллектуальная собственность защищена?

    –  Мы принципиально её не патентуем, поскольку понимаем, что мы просто в одиночку не справимся с рынком. Ведь эта технология настолько удобная и простая, ну, например, как перфоратор: только их придумали, и они в кратчайшие сроки оказались в каждом доме. Так что логично, что и нас будут копировать всеми доступными методами, захотим мы этого, или нет. Так есть ли смысл сопротивляться?

    – Нет, одно дело – цивилизованно приобрести и копировать, а другое…

    – Нашу технологию уже хотят купить три зарубежные компании, с которыми мы ведём переговоры на разных стадиях о лицензионном производстве. Это компании из ОАЭ, Бразилии и Германии. Проявляют большой интерес и компании из Китая – смотрят наши ролики на YouTube, прислали нам чек-лист с вопросами о принтере и его применении. Мы исходим из того, что чем шире эта технология будет использоваться, тем большим будет спрос и на наше оборудование тоже.

    – Итак, вы изобрели «перфоратор». А что дальше – в каком направлении будете развивать ваш принтер? Усложнять? Добавлять опции? Ориентироваться на какие-то новые продукты?

    – Компания Лерто идёт к полной автоматизации 3D-печати бетоном. Наша цель на перспективу — построить полностью автоматический завод по производству МАФ и Префаб. Цементовоз привозит готовую сухую смесь и выгружает её в силос. Оттуда в автоматическом режиме она подаётся в принтеры, которые подключены к водопроводу и цистернам с необходимыми добавками. Поддоны автоматически подаются к принтеру, и он печатает изделие. Затем поддон с изделием перевозится в пропарочную камеру, затем на покраску, сушку и на автоматический склад.

    Оператору нужно сформировать цифровой план производства. Завод сам спрогнозирует время готовности каждого заказа. Такое производство сможет работать круглый год в режиме 24/7. Минимум персонала — максимум производительности труда.

    Мы сейчас работаем с несколькими профильными научно-исследовательскими институтами, прорабатываем возможности адаптации под наш принтер разных строительных смесей, затрагиваем вопросы общей автоматизации. Ведём переговоры с компаниями, которые занимаются автоматизацией заводов в целом.

    – Вы для начала сосредоточились в основном на малых архитектурных формах, декоративных элементах. Чем обусловлен такой выбор?

    – Да, мы решили начать именно с них как с наиболее безопасного и гибкого сегмента. А вообще МАФы – это на самом деле колоссальный рынок, который многие недооценивают. И даже если мы сфокусируемся только на нём, мы не справимся с поставкой такого количества принтеров, которое потребуется, чтобы удовлетворить всё более растущий спрос на 3D-печать в этой сфере.

    Image

    – Как обеспечиваете и контролируете качество на производстве принтеров?

     – Пока что мы изготавливаем принтеры практически штучно – производится всего один принтер в месяц. И каждый тщательно проверяем, тестируем. Нареканий, и тем более рекламаций до сих пор не получали. Сертификатов по ISO наши покупатели с нас пока не требуют. Да ведь мы ещё и не участвуем в тендерах на госпоставки, не работаем с крупными холдингами, наши клиенты – это в основном небольшие частные компании.

    – Но наверняка уже вскоре вы начнете работать с муниципалитетами, ведь малые архитектурные формы, которые вы сейчас печатаете, – это то, что обычно закупается через муниципальные заказы. Все эти входные группы, антивандальные скамейки, урны, уличные вазоны, парковые светильники, остановки общественного транспорта, и т.д. А в будущем о промышленном строительстве не задумывались?

    – В промышленность мы, конечно, со временем пойдём. Но даже то, что мы производим сейчас, требует глубинной проработки. Взять те же антивандальные скамейки: их ещё надо спроектировать, подобрать материалы, потом протестировать — это ведь небыстрая и довольно энергозатратная работа. А если говорить про стройку — там совсем другой уровень проблем. Всё, что сейчас на улице печатается на принтерах, — это экспериментальные здания, каждое из них требует долгой и тщательной проверки на пригодность к эксплуатации в качестве жилого либо нежилого. И даже если два здания стоят рядом и напечатаны одними тем же принтерами, одной и той же бригадой и из одинаковых материалов, то нет никаких гарантий, что они оба прослужат одинаковый срок. Ведь на процесс печати влияют и погодные условия, и человеческий фактор, и ещё несколько факторов. Так что гражданское и промышленное строительство — это для нас пока что вопрос на отдалённую перспективу.

    К тому же МАФы не сто́ит недооценивать. Это же не только скамейки и урны, это, например, подпорные стенки, это заборы, нового типа, с индивидуальным дизайном. И в этом смысле возможности 3D-печати — это просто подарок для городских архитекторов и ландшафтных дизайнеров. Каждый элемент благоустройства, общественного пространства может быть уникальным. Сейчас тот же ландшафтный дизайн переходит на новый уровень. Раньше ведь как делали? Выравнивали поле, разлиновывали его прямыми линиями, делали тропинки, вдоль них ставили одинаковые фонари, высаживали деревья и кустарники, под ними ставили стандартные скамейки — и всё, вот вам парк. А сейчас к обустройству пространств подходят с фантазией: делают перепады высот, насыпные холмы, чтобы было интересно за них зайти. Чтобы детская зона была ограждена специальным валом, чтобы шум с неё не разлетался по всему парку. Вот парк Галицкого в Краснодаре — это яркий пример чуда. И там сейчас только напечатанных скамеек разных форм — около 100 штук. Кстати, и в Московском зоопарке уже есть напечатанные скамейки.

    В общем, эти технологии внедряются, и от этого не уйти. В вопрос только в том, кто это будет делать. Ведь сегодня в строительной сфере рабочих рук не хватает тотально. Эксперты от строительной отрасли утверждают, что дефицит кадров составляет 25%. А желающих трудиться в этой сфере немного — кого сегодня привлекает тяжёлый ручной труд? Наша же технология — это автоматизированные процессы, освоить работу на наших принтерах несложно. Так что в наших перспективах мы не сомневаемся. Начинаем с благоустройства и постепенно будем внедрять свою технологию и в другие сегменты строительной отрасли. Например, строить для начала не капитальные жилые дома, а строения для глэмпингов — домики для ночлега, элементы оформления территорий. Планируем уже в этом году реализовать такой проект в Карелии, на его примере покажем, как мы это видим.

    Buy-to-fly для наземных применений

    Недавно мы рассказывали о том, как на производственных мощностях норвежской компании Norsk Titanium в американском Платсбурге, штат Нью-Йорк, используя запатентованный компанией процесс аддитивного производства с быстрым плазменным осаждением (наплавкой) металла RPD (Rapid Plasma Deposition), изготавливают детали из титана со свойством кованных для коммерческих, аэрокосмических, промышленных и оборонных целей. Мы рассказали, как там производят стык крыла для General Atomics.

    Image

    Как стало известно, эта запатентованная технология от Norsk Titanium нашла применение и в другой сфере — в производстве полупроводников.

    Итак, машиностроительная компания из Нидерландов Hittech изготавливала традиционным способом жёсткие поддоны-носители, необходимые для производства полупроводников. Их назначение — удерживать кремниевую пластину внутри машины, которая выполняет фотолитографию. Во время этого процесса создаётся рисунок схем на чипах. Так что особенность этого поддона в том, что ему необходимо очень быстро перемещаться внутри этой машины. Он может ускоряться и замедляться с ускорением примерно 15 g, поэтому он должен быть максимально лёгким, а также стабильным в размерной точности и жёсткости, чтобы пластина оставалась идеально плоской всё время эксплуатации.

    Image

    Этот поддон был разработан Hittech Bihca, производителем высокотехнологичного оборудования, включая оборудование для производства полупроводников. Соответствующий заказ компания получила ещё в 2008 году. Поначалу поддоны производились из цельного титанового блока с габаритами 700 х 500 х 110 мм и ве́сом в 220 кг. Чтобы получить нужную геометрию изделия из цельной заготовки выбиралось примерно 90% от первоначального объёма.

    Image

    Неправда ли, без слёз не взглянешь на такое расточительство: 90% исходного титанового блока превращалось в стружку! И ведь это ещё не все отходы. Процесс обработки требовал много охлаждающей жидкости, а также использования множества режущего инструмента, который быстро изнашивался во время фрезерования. Только для черновой обработки детали обычно требовалось от 30 до 50 фрез стоимость от 70 до 100 евро каждая. Так что фрезеровать титан очень дорого. Ещё она сложность: готовая деталь достаточно тонкая. И когда вы удаляете много материала, то обычно материал гнётся. Поэтому потребовалось предпринять некоторые шаги, чтобы избавить материала из-за остаточных напряжений, которые присутствуют в материале.

    Image

    В поисках более надёжного решения Hittech обратилась к использованию аддитивного производства. И теперь вместо того, чтобы начинать с цельного куска материала, они начинают с 3D-печатной заготовки, такой как делают в Norsk Titanium. Для получения готовых изделий по-прежнему требуется механическая обработка, но в гораздо меньшем объёме, чем прежде. И режущего инструмента используется заметно меньше. Всё это объясняет, почему компания Hittech в первую очередь решила заняться аддитивным производством.

    Ещё не получив одобрения заказчика на изменение технологического процесса Hittech начала исследования с целью разработки более надёжного, экономичного и экологичного процесса. В компании перепробовали множество разных вариантов и пришли к выводу, что вместо титана можно использовать углеродное волокно. Это тоже очень жёсткий материал. Но и здесь их ждали вызовы: в готовом поддоне используется множество крепёжных элементов для установки компонентов. Много крепежа требовало множество различных титановых вставок для резьбовых отверстий. Проще всего было сделать всё из титана. Литьё из титана было ещё одним вариантом, который мог бы сработать, но там требуется дорогостоящая оснастка, а количество поддонов-носителей не могли покрыть эти затраты. Есть также аддитивное производство с помощью порошковой технологии L-PBF, но при таких размерах детали это не будет рентабельно.

    Наконец, поиски удовлетворяющего решения привели Hittech к проволочной наплавке от Norsk Titanium, являющимся гораздо более производительным и экономически эффективным аддитивным процессом для этих деталей.

    Image

    «В настоящее время услуги обходятся примерно на 20–30% дешевле, чем прежде, но мы находимся в начале пути обучения, — рассказал управляющий директор Hittech Bihca в Нидерландах Коэн Ментинк. — Если в авиастроительном бизнесе очень сложно что-то изменить, как только вы приступили к процессу, то в нашем бизнесе нашим клиентам действительно нравится, что мы снижаем затраты на протяжении многих лет, поэтому они открыты для такого взаимодействия. Конечно, если это не сопряжено с риском для них и экономит их деньги или даёт им какие-то другие преимущества».

    Norsk Titanium действительно хороша в том, что в авиастроении называется коэффициентом buy-to-fly, то есть, соотношение того, сколько материала вам нужно купить, с тем, сколько из него в итоге фактически полетит. Norsk может снизить этот коэффициент, производя заготовку, близкую по габаритам к документации, снижая при этом объём требуемой механообработки. Авиационная промышленность постоянно находится в сокращении веса материала, но детали Hittech не летают, и у них та же проблема.

    «Наш заказчик продаёт оборудование, которое стоит миллионы, поэтому я думаю, что самая дорогая установка — такая же дорогая, как Boeing 737 или Airbus». — говорит Коэн Ментинк.

    Hittech убедилась, что переход на 3D-печать позволит им упростить изготовление детали. Это обеспечит экономию средств для клиента, позволит оперативно вносить изменения в конструкцию, что не могла дать традиционная технология.

    Авторская адаптация.

    Видео о данном кейсе смотрите на нашем Телеграм-канале.